Мы живем среди районов, улиц и кварталов и ежедневно проходим или проезжаем десятки жилых домов, магазинов, ресторанов, спортивных и торговых центров, банков. Все эти здания однажды были прорисованы на бумаге, и только после этого воплотились в жизнь. За каждым из них стоит архитектор, который вложил в проекты свои силы и душу.
Руководитель компании «Арх-Цех» Марина Борисова – специалист с большим и успешным опытом работы на рынке. В нее не верили преподаватели и коллеги, но она смогла добиться нереальных успехов в отрасли. Марина продумала концепцию кемеровских KFC и McDonalds, реконструировала главный офис «Сбербанка» в Новокузнецке и планирует открыть необычные рестораны в столице Кузбасса.
В интервью нашему информагенству Марина Борисова рассказала о самом красивом здании в мире, живописи и о том, почему архитектор – это образ жизни.
Марина, расскажите о своем самом большом удивлении в жизни.
— Сложно ответить, что именно вызвало такое невероятное удивление, которое перевернуло реальность. Но если говорить об архитектуре, то меня поразила ночная прогулка по реке Чао Прайя в Бангкоке. Когда ты живешь в маленьком провинциальном городе, то не понимаешь, что там дальше. А в масштабах столицы Таиланда осознаешь, что мир совсем другой — он намного больше, чем кажется. Понравилась и панорама каменных джунглей Бангкока, где практически нет горизонтов. Когда ты попадаешь в другую плотность застройки, то иначе оцениваешь происходящее, проводишь самооценку всех ценностей и видишь, что ты маленький жучок, а все вокруг пытаются бежать вперед и что-то делать. В этом потоке начинаешь ловить себя.
Какое, на ваш взгляд, самое красивое здание в мире, а какое – в Кемерове?
— У нас есть много объектов, связанных с конструктивизмом, который был популярен в 30-е годы. Тогда же областная столица начала застраиваться, а сегодня эти объекты незаслуженно забыты. В качестве примера приведу здание Администрации Кемеровского муниципального округа. В мире выделю постройки Ле Корбюзье. Для него среда всегда была связана с человеком – как он ощущает себя в пространстве.
Какие объекты хотелось бы обязательно посетить?
— Одна из моих целей – это храм Саграда Фамилия в Барселоне, который строится уже более ста лет. Он выполнен в традиционном неоготическом стиле с элементами бионики. Гауди создавал храм без единого чертежа, что добавляет ему уникальности.
Почему вы сами решили стать архитектором?
— Все получилось стихийно. Все свое детство я мечтала быть актрисой, но мама сказала, что ни в коем случае этого не будет. Пошла в Кемеровский государственный институт культуры и завалила экзамен. После поступила в Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства, но даже там не было большого желания стать архитектором. Но однажды одна из преподавательниц сказала, что я нахожусь не на своем месте и у меня ничего не получится. Сильно тогда это задело, стала заниматься и доказывать, что пошла верным путем.
Ваш первый проект – что это было?
— Во время практики нас распределяли по разным организациям, я оказалась в «КузбассГорПроекте». Там было первое задание – переделать магазин в Рудничном районе в ресторан. Делала чертежи на кульмане, так как в те времена было мало компьютеров. Рисовала и чертила всё на большом ватмане. После ресторана были жилые дома на ФПК. Надо сказать, что я сразу сразу стала начальником группы. Поэтому началось активное проектирование группы объектов и жилых комплексов.
В общих чертах каждый знает, кто такой архитектор. Что лично вы вкладываете в это слово?
— Архитектор – это образ жизни. Ложишься спать, встаешь, пьешь кофе, идешь по городу и все время видишь образы, которые можешь потом воплотить. Но это не романтичная, а тяжелая работа с людьми, чертежами и согласовательными органами. Когда первый раз встречаешься с заказчиком, нужно понять, что он от тебя хочет. Поэтому архитектор еще является и психологом. Главное – найти контакт с человеком, разговорить его и убедить, что подойдет клиенту в конкретном случае. Реализация – другая нелегкая часть работы. Стройка, встреча с подрядчиками, комплектация объекта — чтобы объект получился, нужно пройти кропотливый путь.
Расскажите о создании своей компании «Арх-Цех».
— Я три года работала на базе строительной организации, где возглавляла отдел. В один момент не сошлись точки зрения с руководителем, мне стало мало простора и творчества, поэтому собрала вещи, ушла и создала свою организацию. Бывшие коллеги не поддержали – думали, что у меня ничего не получится, и я вернусь обратно. Но нет – мы уже четыре года на рынке, у нас много заказчиков и большие объемы. И название прозрачное – архитектурный цех, если полностью. Оно отражает концепцию работы. Сразу видно, что это не гламурное наименование салона или бюро – это место, в котором приходится пахать.
Вспомните спроектированные здания, за которые испытываете особую гордость.
— К сожалению, а может и к счастью таких еще нет – есть к чему стремиться! Ты не можешь сказать, что каждый объект сделан на все 100 %, как ты его видел и представлял. Всегда есть много аспектов: неподходящий для заказчика бюджет, не всегда добросовестные строители и так далее. Однако есть объекты, которые я веду в рамках авторского надзора – они все мной пережиты, прошли через душу и сердце. Был такой случай, когда заказчик открывал в Новокузнецке кафе и не успевал взять стулья. Так мы сами на моей машине из Кемерове везли табуретки к открытию. Хотелось, чтобы все было идеально и по задуманной идее.
Самый крупный объект, который вы проектировали – что это?
— Это главный офис Сбербанка в Новокузнецке – его реконструкция. Три года моей жизни, бесценный опыт.
KFC и McDonalds: как и когда началась архитектурная история сетей ресторанов общественного питания?
— Первым был McDonalds. Заказчики в Новокузнецке приобрели франшизу на его создание в городе, а мы предложили идею по разработке. Я прошла все необходимые конкурсы и начала проектировать объект на ул. Кирова. Сложно было переключиться на данный формат, т.к. здесь совсем другая специфика: сложные технологии и инженерные системы. После был еще один McDonalds. И дошла очередь до KFC. Наша компания вышла на представителей ресторана в Москве — стали с ними работать. У нас уже готовы или еще реализуются объекты в Челябинске, Екатеринбурге, Омске, Волгограде, Красноярске, Новосибирске, Томске и многих кузбасских городах.
Что вас вдохновляет?
— Я всегда считала, что талант является основополагающим в моей работе. Со временем спали розовые очки. Сегодня особого вдохновения не вижу – есть просто работа, которую люблю. Ищу вдохновение в живописи, где могу полностью раскрыться. Тут нет заказчиков, бюджета и договоренностей. Зато есть сугубо личное восприятие мира, которое переношу на бумагу. Мое творчество — это что-то сокровенное. Конкретный стиль назвать не смогу, но надеюсь, что свой узнаваемый почерк уже есть. Кстати, в этом году планирую организовать выставку работ, когда и где – пока не скажу.
Наверняка вы пробовали использовать живопись в своей профессии, ведь с ее помощью можно оживить любой чертеж…
— Когда ты учишься на архитектора, то тебя заставляют рисовать и набивает руку. Поэтому любой специалист данной профессии должен уметь держать в руке кисть или карандаш и грамотно ими пользоваться. Сегодня многие эскизы делаются вручную – это смотрится здорово. У нас же в городе все любят 3D-визуализацию. Честно говоря, катастрофически не хватает времени, чтобы отрисовывать чертежи. Поэтому и перенесла процесс создания живописи на то время, когда остаюсь наедине с собой, мольбертом, красками и кисточками.
Что хорошего ждет вас в ближайшее время?
— Надеюсь, что в ближайшее время начнем работать над невероятными ресторанами на кровле в Кемерове. Уже сделали предпроектное предложение. Предвкушаю, что сможем сотворить что-то действительно крутое в нашем городе!