В сентябре 2022 года мы уже общались с Владимиром о театральной жизни, любимых ролях и первых выступлениях. Тогда он вскользь рассказал о том, что пишет песни и однажды представит их зрителям на большой сцене. И только в конце 2023-го стало известно: сольному концерту быть! И на нем будут не только собственные песни, но и любимые зрителями композиции из мюзиклов.
О музыке, большой театральной премьере, концерте «Это все я!», премиях и «Служебном романе» — в новом интервью с Владимиром Жуковым.
Вов, каким 2023 год выдался для тебя и в целом для театра?
— Для меня был удачным и более ровным 2022-й все же. Мы все понимали, что вот сейчас идёт месяц, и мы ставим один спектакль, через два — другой. А в прошлом году ничего не успевали, много проектов наложилось. Кемерово впервые принимал и организовывал фестиваль «Музыкальное сердце театра». Плюс текущие постановки. Все это влияло и на психическое состояние. Когда сейчас я поздравляю людей с днём рождения или с другим праздником, то желаю, чтобы времени всегда хватало.
Ты был номинирован и мог стать лучшим театральным артистом года. Как эмоционально на тебя повлияло то, ты не получил награду?
— Я взрослый мальчик, мне уже 35 лет будет. Никаких ожиданий и иллюзий на этот счёт у меня не было. Любой фестиваль — это побочный эффект твоей деятельности. Главное — это театр и зритель. И важно, чтобы искусство было принято зрителями. Не надо жить ради награды. В Новый год подобная история: накануне праздника ты чувствуешь себя счастливым, а в саму праздничную ночь можешь разочароваться в чем-то. А потом понимаешь, что просто наступил новый день — 1 января. В общем, сам процесс должен приносить тебе удовольствие, а не какие-то премии и статуэтки.
Но было бы приятно победить в номинации, согласись.
— Когда у тебя завышенные ожидания, и все получается не так, как ты планировал, приходит разочарование. Если же ты ничего не ждешь, но в итоге побеждаешь — это приятно, не скрою.
В декабре была большая премьера — постановка «Щелкунчик и Мышиный король». Вы ее играли буквально 26 дней подряд с небольшими перерывами. Тяжело было эмоционально выдержать данное испытание?
— Это очень сложный спектакль, он идет два часа. Для восприятия тяжелый и для детей, и для взрослых. Я, к сожалению, в январе слёг с температурой и отработал всего лишь два «Щелкунчика». Мой коллега Слава Соболев был задействован примерно в 16-ти показах за все время, я — в десяти. В декабре еще было много корпоративов, где выступал с песнями.
Про эмоциональность — отличный вопрос. В московских и питерских театрах актеры в основном играют в 3-5 спектаклях, столько ролей они и играют. Одна постановка уходит — появляется другая. У нас все иначе. У меня только на сегодня ролей 16 примерно. Я считаю, что даже одни и те же спектакли всегда играются по-разному. Вроде сценарий тот же, партнеры. При этом утром — одно настроение, вечером — другое. Меняются эмоции, зрители. Могут возникать разные ошибки. Красота театра в том, что там каждый показ уникален.
Сейчас многие актеры у нас болеют. И приходится отыгрывать абсолютные разные по настроению работы: в «Роке» у тебя хриплый голос, в «Собаке на сене» уже классический вокал. А еще через день — «Голубая камея» с другим стилем пения.
Если играть по-настоящему и с отдачей, то это плохо сказывается на здоровье. А мы иначе не умеем. Ты должен быть всегда в хорошем физическом и психологическом состоянии, играть в различных постановках — это и есть провинциальный репертуарный театр. Самое сложное — переключение между образами. Каждый из них влияет на твое состояние в жизни и отражается на тебе.
В марте вы снова покажете «Щелкунчика». Зачем?
—Да, он уже не будет актуален. Просто в декабре не все успели купить билеты, а попасть хотели многие. И раз до следующего декабря ещё далеко, то решили повторить весной. Все делается для наших зрителей. Ну, и в марте каникулы будут. Люди смогут поностальгировать по Новому году.
В этом году запланирована премьера — спектакль «Принцесса цирка». Расскажи о нем подробнее.
— Сегодняшнее здание театра открылось 28 декабря 1963 года. Тогда актеры представили постановку «Принцесса цирка». Ее еще называют «Мистером Икс». Поэтому в 2024-м, к юбилею Музыкального, мы снова покажем этот своеобразный мюзикл, отдадим дань истории. Уже готовимся, балет репетирует танцевальные номера. Будут приглашены цирковые артисты.
«Служебный роман» — любимый многими фильм. В том году вы сделали одноименный мюзикл. Расскажи, почему выбрали именно эту историю?
— В 1971 году Эмилем Брагинским и Эльдаром Рязановым была написана комедийная пьеса «Сослуживцы». После на ее основе сделали телеспектакль, а уже потом — фильм. Мы, по сути, вернулись к истокам. «Служебный роман» — тяжелая постановка. Спасибо нашему крутому режиссеру Наталье Индейкиной, без нее ничего бы не получилось.
Сложно ли тебе было воплотиться в роль Новосельцева? Ведь зрителям давно полюбился этот персонаж в исполнении Андрея Мягкова…
— Подобное уже было с мюзиклом «Собака на сене» — люди привыкли видеть в роли Теодоро Михаила Боярского. И это проблема во многом не для артиста, который воплощает какой-то образ, а для зрителя. Именно их реакции мы опасаемся. И обе постановки были приняты успешно!
«Служебный роман» — это великие цитаты, наша классика, легенда. Во время подготовки к роли стал специально пересматривать фильм. Мы с режиссёром пытались найти, как именно найти в Вове Жукове ту самую неуклюжесть Новосельцева — человека, которого бросила жена и оставила двоих детей. Замученный бытом советский мужчина боится потерять работу. Ему надо детей забрать, сделать уроки с ними, напоить и накормить. Ты начинаешь погружаться, входить во все обстоятельства. Повторюсь: если бы не Наталья Индейкина с ее огромным опытом в актерской и режиссерской деятельности, спектакль бы не состоялся. Это мозг постановки. Чувствуется какой-то другой подход к работе. Она дала нам всем ниточки и умело ими управляла. И теперь «Служебный роман» всегда проходит с аншлагом. Люди звонят и узнают, где купить билеты.
Россияне достаточно негативно относятся к ремейкам в кино. Как на них реагируют ценители театра?
— Сейчас театры должны зарабатывать деньги, и это правильно. Раньше спектакли ставились согласно Госплану. Если через несколько показов зрители переставали ходить на постановку, ее просто закрывали. Постановку на несколько миллионов, на минуточку. Сегодня же правильный подход у нашего министерства культуры: нужно более ответственно подходить к финансовым показателям. Поэтому риск ушел — теперь только проверенные истории, которые создаются на сцене. Каждый знает, что такое «Служебный роман». Ему не надо такой спектакль презентовать.
Наш «Рок» был поставлен по произведению «Шагреневая кожа». Но от оригинального названия решили отказаться — не все знают роман Оноре де Бальзака. Но и с итоговым вариантом были проблемы: люди связывали рок с музыкой, а не с судьбой. Такие названия тяжело продавать. Сейчас вижу, что многие театры страны обновляют репертуар. Они привлекают местных композиторов и пишут свой материал. Один такой спектакль в год точно получается. Другие четыре, к примеру, уже ставятся крутыми российскими режиссерами.
Музыкальный — самый дорогой театр. У нас столько людей, декораций, костюмов. И ремейки — это касса. Отзывы людей говорят о том, что мы делаем все правильно. А недовольные всегда будут. Хорошо, что есть критика, но не ко всякой критике нужно прислушиваться, только к конструктивной.
Тебя все знают как талантливого актёра музыкального театра, но не каждый знаком с твоим сольным творчеством. Какой же он — музыкальный исполнитель Владимир Жуков?
— Владимир Жуков сам пока не знает, какой он (смеется). Только спустя два года у меня выработалась какая-то структура написания стихов, и я сам понял, что людей больше трогает. У меня дерзкая симфоническая поп-музыка с простым текстом.
Как готовишься к первому сольнику? И какую программу ждать?
— На сцене со мной будет играть живая группа, ребята уже песни разучивают. В первом отделении исполним хиты мюзиклов, эстрадные песни, а во втором — 13 сольных. Пишутся параллельно и другие. Осенью уже планирую сделать полноценный альбом из 10 новых и видоизмененных старых композиций. И все они будут звучать так, как я хочу: с дерзкой и агрессивной подачей. Есть у меня работы, которые совсем не мои, как оказалось. Не чувствую их, не подходят под характер.
Какие песни из мюзиклов будешь исполнять?
— Например, «Бойся своих желаний», «Кто придумал любовь», композицию из постановки «В джазе только девушки», «Belle» из мюзикла «Нотр-Дам де Пари». Прозвучат и песни из фильмов. Из большого списка пришлось выбрать лишь несколько. У каждой композиции будет своя короткая история.
Что скрывается за названием «Это всё я!»?
— Воздействие на меня всех факторов. Я — никто без людей, которые работают над концертом. Меня же формируют друзья, знакомые, коллеги.
К слову, как коллеги отреагировали на твой сольный концерт? Зависть была?
— Надо у них будет спросить. Очень хорошо отнеслись артисты балета. За тот относительно небольшой гонорар они делают огромную работу.
Песня «Лимонад» очень напоминает творчество Сергея Лазарева. Ты им вдохновлялся?
— Зайду немного издалека. Я рос в то время, когда все слушали группы NTL, «Фактор-2», «Звери». И однажды 14-летний мальчик увидел Диму Билану. Тогда все ходили с той легендарной прической, которая у него была. Хотя она появилась намного раньше — еще с 80-х годов примерно. На корпоративах первых всегда исполнял песни артиста. «На берегу неба» — одна из самых наикрутейших! Но со временем понял, что мне нравится только 3-4 композиции.
В один из вечеров бабушка говорит мне 17-летнему: «Вова, сходи на Сергея Лазарева в филармонию, он гораздо круче твоего Билана». Вова сходил и вышел оттуда с отвисшей челюстью. Лазарев — идеальный артист мюзикла. Я понял, как в целом должен работать артист. Как он танцует, как играют его музыканты — это блеск!
«Лимонад» будто отличается от других твоих работ…
— Я обычно пишу демку, слушаю. Если она заходит и качает, то начинаю на каком-то непонятном языке напевать мотив, а уже после пишу текст. На это уходит несколько дней. А здесь я взял MIDI-клавиатуру, придумал быстро куплет, бридж, выпил кофе и буквально за полчаса написал стихи. Скидываю эту демку звукорежиссёру Игорю Воронину, который тогда работал над другой композицией. И он мне говорит: «Я срочно хочу заняться этой песней!»
В «Лимонаде» приятный нагнетающий бас. Понимаю, что у песни все шансы ворваться в топы. Но для раскрутки нужны ресурсы. Продвигаться очень сложно, ты для всех ноунейм. У меня во «ВКонтакте» примерно 530 индивидуальных слушателей, а в «Яндекс-Музыке» — 55. Это моя вовлеченная публика. Если ты стрельнешь на «Яндексе», то это будет очень хорошо. И я к этому стремлюсь!
Клип не планируешь?
— Опять же возвращаемся к финансовым возможностям…Сценарий есть, идея тоже. Хочется ведь сделать хороший клип. На концерте будет крутая команда операторов. По итогам выступления мы получим записанный концерт. Надеюсь, что этот контент как-то поможет продвинуться. Буду отдельно выкладывать по песне, а потом размещу выступление целиком. Планируем еще крутую фишку, о ней не расскажу. Но «украл» я ее у Джастина Тимберлейка (смеется).
Не думал выйти из рамок поп-музыки и поэкспериментировать?
— Я пытаюсь уже сейчас объединять стили. И продолжу работать в этом направлении. Мне нравится, когда тяжелая электрогитара миксуется со скрипкой, бит смешивается с диско, а текст при этом балладный. Да, в шансоне обалденные тексты всегда и замечательные сольные проигрыши. Представь, что это будет за смесь.
Для меня самая крутая песня — Gangsta’s Paradise от Coolio. Еще недавно услышал новый альбом MiyaGi & Эндшпиль, друг меня познакомил с этими ребятами. Утопаешь с такой музыкой. У каждого свой стиль, и у меня так же. Вот возьмем «Руки Вверх!». Там не было никогда глубоких текстов, но люди любят эту группу. Есть у нее своя красота.
И последнее: что хорошего будет происходить в Музыкальном театре Кузбасса в эту пятницу?
— Мои коллеги знают, что ничего особенного и важного в этот день не произойдет, но тут главное, чтобы люди верно поняли слова. Для меня сам процесс кайфовый. Он нервный, психованный, но кайфовый. Мне 24 февраля исполнится 35 лет. К возрасту отношусь философски — постареть не боюсь. Вижу постаревших Джорджа Клуни, Роберта Де Ниро, Леонардо Ди Каприо. Они до сих пор крутые и харизматичные. В этом своя красота. Надеюсь, что здоровье меня не подведет.
Надо благодарно принимать возраст, делать любимое дело и двигаться вперед безболезненно. Этот концерт — какая-то возрастная отсечка, подведение итогов жизни. На сцене в этот день я покажу всё, что умею и себе, и зрителям. А после этого выдохну и пойду дальше.
Авиаконструктор создал ракету, она полетела, а он продолжает изобретать. Учитель выпустил класс и встречает новых учеников. И у меня так. Открою широко руки и скажу зрителям: «Это всё я! Любите меня или ненавидьте. Я такой, какой есть! У вас есть выбор, идти со мной дальше или нет».