Экстрим на кемеровских улицах: про скейт-парки, крутых райдеров и безопасность

Сезон уличных видов спорта в самом разгаре. В скейт-парках все больше профессионалов и просто любителей скейтбордов, трюковых велосипедов, роликов и самокатов. Кемерово – не исключение.

О безопасности, перспективах для новичков и развитии экстремальных видов спорта мы поговорили с председателем Федерации скейтбординга Кемеровской области Савелием Колесниковым.

Какие есть правила посещения скейт-парков? Можно ли отправлять туда ребенка без подготовки?

— Нет, конечно, детей без подготовки туда пускать нельзя. В правилах любого муниципального скейт-парка прописано, что дети до 14 лет там вообще находиться не могут. А ребята до 18 лет все должны быть в шлемах. В этом году планируем в скейт-парке на Московской площади установить ограждения. Просто так любой желающий не сможет туда зайти. Детям до 14 лет разрешат тренироваться, но только в сопровождении тренера от Федерации скейтбординга Кемеровской области. Для остальных будет система допуска.

Что нужно, чтобы получить допуск?

— Заезжая в большой скейт-парк, надо понимать логику его движения, из чего он состоит, как в нем кататься. Будем смотреть на навыки и опыт. Для небольших скейтпарков уровень допуска будет ниже.

Но сейчас любой желающий может зайти в скейт-парк. Дети там с удовольствием катаются. Для чего такие ограничения?

— Очень много травм. Мне каждый день звонят из полиции, просят дать разъяснения по поводу инцидентов в разных городских скейтпарках. Родители жалуются, а вопрос переадресовывается мне. Что тут сказать? Надо понимать, что скейтпарк – это место повышенной опасности, а не детская площадка!

Во время трюков спортсмены едут на большой скорости, делают высокие прыжки – опасно ли это для прохожих?  

— Гулять между рамп точно не стоит, за маленькими детьми надо следить, чтобы не выбегали туда, где катаются. Никаких критичных ситуаций, к счастью, у нас не было. Наоборот, приглашаем всех смотреть и наслаждаться экстремальным катанием.

Часто вижу в скейтпарках детей на трехколесных самокатах в сопровождении родителей. Подхожу и говорю, что это опасно. Но в половине случаев меня не слушают. Взрослые аргументируют так: «А вы что, в детстве не падали?». Я-то падал, но считаю неприемлемым, что создается опасная для детей ситуация. Скейтпарки – это круто! Они должны быть. Точно так же, как баскетбольные площадки, ледовые арены, но ребенку неподготовленному нельзя выходить ни на какую из них. Представьте себе футбол: играют здоровые мужики, а вы туда выпускаете своего пятилетнего сына.

И все же в других видах спорта меньше шансов травмироваться…

— Везде есть шанс получить травмы. Особенно в профессиональном спорте. Если мы говорим про начальный уровень, то скейтборды менее травмоопасные. Что будет без тренера в бассейне с ребенком, который не умеет плавать? Он может начать тонуть. На скейтборде ребенок, вероятно, отобьёт себе «пятую точку». Количество травм в любом виде спорта сильно сокращается, если ребенка учит тренер. Да и прогресс будет идти быстрее. У нас, например, сейчас дети, которые занимаются пару лет, сильно обгоняют тех, кто самостоятельно учится уже по шесть – семь лет.

Что хорошего дают занятия скейтбордингом?

— То же самое, что и любой другой вид спорта. Чем хорош футбол? Я выхожу на улицу и вижу прикольных ребят, которые гоняют мяч. Я хочу быть похожими на них, хочу испытать этот кайф, когда нога попадает по мячу, он летит в ворота. Важно при выборе вида спорта желание самого ребенка. Если ему нравятся скейты, то почему бы нет.

Это же замечательно проводить время активно в компании единомышленников – тех людей, которые будут с тобой разделять радость побед и горесть поражений.

У скейтбордистов есть возможность участвовать в каких-то турнирах и соревнованиях?

— Да, в этом году у нас запланировано несколько мероприятий. Они проходят в разных городах Кузбасса. Например, в Кемерове, Новокузнецке, Междуреченске, Ленинск-Кузнецком.

За пределы области на соревнования ездите?

— Поедем на Grand Skate Tour в Москву в августе. На выездные турниры мы выезжаем с детьми из сборной по скейтбордингу, в которой сейчас семь человек.

В других видах спорта можно получить звания, разряды. Как обстоят дела с этим в скейтбординге?

— Мы за этим не гонимся, важен результаты в катании. Разряды у наших ребят есть: у одних первый юношеский, у других — звание кандидатов в мастера спорта.

Какие перспективы есть у спортсменов?

— Много компаний, которые готовы инвестировать в спортсменов, чтобы они их представляли. Ну и участие в крупных соревнованиях, где можно выиграть достаточно большие призовые. На Играх дружбы, например, победитель забрал 100 тысяч долларов. Контрактов со спонсорами сейчас все больше становится. Бренды даже мной интересуются, хотя сам особо не катаюсь. Я просто медийное лицо, представитель Кемерова.

Сейчас сколько ребят занимается?

— На коммерческой основе – около 100 человек. На безвозмездной – 10 спортсменов. Мы сейчас подготавливаем проекты и пишем гранты, чтобы увеличить количество детей, которые смогут заниматься бесплатно. Но это будут дети с социальными статусами. Сейчас на безвозмездной основе занимаются только наши суперзвезды, они на полном обеспечении Федерации скейтбординга. Экипировка и соревнования – на родителях, тренировки – бесплатные. Но самое дорогое – это все же тренировки.

Экипировка в скейтбординге дорого стоит?

— Нет, у нас один из самых недорогих видов спорта в этом плане, как и ролики. Скейт в районе 15 тысяч рублей (еще столько же надо на расходники) и пара кроссовок по 7500. На первое время этого достаточно. Дешевле только паркур какой-нибудь. А вот занятия у хорошего тренера стоят дорого. И мы берем это на себя, когда речь идет об участниках сборной.

Чтобы добиться хорошего результата, сколько нужно заниматься?

— Каждый день. После школы ребята идут на тренировки. У нас есть определенные правила для тех, кто в сборной или планирует туда попасть. Если не получается соблюдать этот график, можно заниматься на коммерческой основе. Но и результаты тогда будут не такими впечатляющими. Тренировки в спортивной группе раза три – четыре в неделю. А все остальное – самостоятельные занятия. Они приходят в скейтпарк и сами отрабатывают трюки. Тут выбор, конечно, за каждым конкретным ребенком: чем больше ты катаешься, тем лучше у тебя получается. Все ребята это прекрасно понимают.

Как ребенок должен себя проявить, чтобы попасть в сборную?

— В первую очередь мы замечаем тех, кто старается, кто больше всего хочет добиться результатов.  

А как же талантливые дети?

— Не существует такой штуки, как талант. Просто те, кто больше всего хочет, тот больше всех получает. Главное – желание спортсмена. Если оно есть, и ты стараешься – все получится. К примеру, набирать быстрее всех на клавиатуре текст может научиться хоть кто, даже если все всегда говорили, что пальцы кривые. Так же и в спорте.

Иногда именно у родителей есть большое желание, чтобы ребенок занимался определенным видом спорта и добивался выдающихся результатов. Для скейтбординга это актуально?

— У нас пока такого нет. Еще пока скейтбординг не связывают с путем высочайших достижений. Все родители, которые приводят к нам детей, очень интересные люди сами по себе. Я заметил, что они все моложавые, добрые, веселые, активные. Это не те, кто будет силой заставлять ребенка заниматься каким-то определенным видом спорта.

Чаще всего дети задерживаются, хотят попасть в сборную или им хочется просто научиться кататься?

— В основном, все с нами остаются. Конца и края нет обучению. Все хотят еще что-то выучить, стремятся кататься так, как лидеры, тянутся друг за другом.

Как готовят инструкторов по скейтбордингу?

— Наших тренеров готовят в Федерации скейтбординга России. Очень важно человеку, работающему с детьми, уметь найти к ним подход. А это и психология, и педагогика. Наша аудитория основная – маленькие дети. И тут важно контролировать, кто занимается с ними. Поэтому у нас сотрудники постоянно проходят переподготовки по работе с детьми, онлайн-семинары. Раз в полгода к нам приезжают столичные эксперты для дополнительного обучения.

Мы точно не поддерживаем уличных инструкторов. Работаем с грамотными специалистами и точно знаем, что они действительно могут и начинающим правильную технику поставить, и сложные трюки научат делать.

Как отбираете тренеров?

— Тренер – это состояние души. Сложно найти такого человека. В скейтбординге они отбираются по праву старшинства в своей среде. Мало быть просто крутым райдером, надо еще уметь объяснить, подсказать. Есть такие ребята на площадке, которые могут дать правильный совет.

Есть люди, которые просто хорошо и очень хорошо катаются, а есть те, что понимает, как оно работает. Толку от того, что ты будешь кричать ребенку «прыгай выше» никакого. Но грамотный тренер знает упражнения, сделав которые ученик сразу станет прыгать выше. Еще мы смотрим на то, как идет коммуникация с людьми. С этим сложно. Стараемся этому учить. Ну и важно желание работать и зарабатывать.

А техничность катания важна?

— Про уровень катания тренера можно тоже много говорить. Зачастую тот, кто сидит на стуле, может лучше объяснить, донести до ребенка, как надо делать, чем тот, что сам классно катается. У меня самого в детстве был тренер по вольной борьбе, и я ни разу не видел его на ногах, он всегда сидел на стуле, однако воспитал несколько чемпионов мира.

Какие есть планы по развитию экстремальных видов спорта?

— Проводить соревнования у себя, ездить на турниры в другие города, наращивать опыт. На ближайшие 10 лет главная задача – работа с нашим подрастающим поколением, чтобы в регионе росли крутые спортсмены. Мы для этого стараемся все делать. Кстати, сейчас готовимся к открытию Федерации роллер-спорта в Кузбассе. Федерация скейтбординга активно занимается пропагандой активного и здорового образа жизни. Работаем с министерством спорта над улучшением городской среды. Но первоочередная цель — выращивать как можно больше чемпионов!

Фото: Савелий Колесников