Сайты, приложения, веб-сервисы для крупных компаний и компьютерная игра: о кузбасской IT-компании «Мэйк» от первого лица

13 лет на рынке. Успешный опыт работы с крупнейшими российскими государственными учреждениями и компаниями, известными на всю страну. Стильный офис в Кемерове, в котором работает около 60 сотрудников. Разработка и продвижение компьютерной игры, которая еще до выхода завоевала несколько престижных наград. Все это про группу компаний «Мэйк».

Мы поговорили с ее генеральным директором Андреем Титаевым в рамках медиапроекта «Эффективная и конкурентная экономика», который реализуется совместно с Центром поддержки предпринимательства г. Кемерово. Узнали, как кемеровской компании удалось выйти на федеральный уровень и какие задачи ставятся на ближайшее будущее.

В 2024 году выручка компании «Мэйк» превысила 100 миллионов рублей. Какие ключевые факторы позволили вам вырасти из локального digital-агентства в ИТ-компанию федерального уровня?

— Мы изначально ориентировались на крупные проекты. Это и корпоративные сайты, требующие графику, сложную анимацию или техническую разработку, где много функционала. Сразу выбирали клиентов, которым это интересно. Так изначально и выстраивали маркетинг.

У нас группа компаний. Выделить можно три направления. Первое – заказная разработка сайтов, приложений, веб-сервисов. Второе – техническая поддержка, сопровождение. Тут есть своя специализация: мы чаще всего работаем с крупными промышленными компаниями и госсектором. 

Третье направление – digital-маркетинг. У этой компании своя специализация – автодилеры и коммерческий транспорт, сопровождение продаж легкового и коммерческого транспорта. Клиенты есть по всей стране. А это более 100 различных компаний. Выстроены понятные процессы, которые позволяют в этой нише создавать качественный продукт. Используем  искусственный интеллект и машинное обучение.

И есть еще одна компания Feed 64, которая занимается разработкой видеоигр. Сейчас у нас выходит игра Gennady для персонального компьютера. Мы готовимся к запуску, продвигаем ее. Наша делегация уехала в Нью-Йорк на выставку PLAY.nyc.

Игра еще не вышла, но уже собрала около десяти различных шорт-листов и пять наград разного уровня. Мы победители прошлого «Игропрома». Всероссийская конференция состоится в сентябре. Как победителям нам организаторы выделяют целый стенд.

Расскажите подробнее об игре.

— Игра в жанре roguelike — здесь нет сохранений, игру нужно проходить на скиллах. Сделали мы ее в стиле американских комиксов 80-х годов. Но при этом с российским менталитетом. Это платформер (нужно бегать, прыгать, драться). В игре появляется много дополнительных предметов, а это значит можно проходить вроде бы те же уровни, но с другой динамикой.

В 2025 году акцент в бизнесе смещается на масштабирование и капитализацию. Какие стратегии вы используете для дальнейшего роста?

— Мы развиваемся за счет реинвестирования. В одном из направлений что-то заработали, пробуем следующее. Начинали с разработки, прибыль реинвестировали в маркетинг, что позволило создать еще одну компанию. В студию игр уже вложились отдельно. Многие крупные компании занимались изначально разными направлениями. Но бренд в дальнейшем ассоциируется с каким-то одним, о котором знает весь мир. Так и мы ищем свою нишу. Компетенции у нас есть, стараемся их развивать, нащупывать какие-то дополнительные отрасли.

Важно собрать команду. Все же у нас именно группа компаний, и везде разные люди, никто не пересекается. Это важная особенность. У каждого фокус на направлении, чтобы специалисты занимались своими задачами.

Вы входите в ТОП-10 подрядчиков для госсектора страны и работаете с такими крупными клиентами, как Роскосмос, правительство Кузбасса, московские аэропорты. Как вам удалось завоевать этот рынок?  

— Нельзя сказать, что мы его завоевали. Занимаемся заказной веб-разработкой, но есть и более крупные компании. Тем не менее мы достаточно успешны в этой области. Секрет прост: делать качественно. И нужно рассказывать об этом. Ведь люди, которые заказывают сайты, тоже находятся в поиске, ищут надежных подрядчиков.

В Кузбассе активно развиваются меры поддержки малого и среднего бизнеса. Какими инструментами господдержки вы пользовались? Какие оказались наиболее эффективными?

— Да, в самом начале. Например, существенной мерой поддержки для нас была льготная аренда помещения в городском бизнес-инкубаторе. Также участвовали в городском конкурсе на компенсацию части затрат. На старте это действительно важно.

В прошлом году Центр поддержки предпринимательства приглашал меня в качестве наставника в проект акселератора для подростков «БизнесАктив». Это реальная поддержка, ведь бизнес-мышление нужно развивать с тех юных лет, когда ничего не страшно и горизонт шире. Для себя отметил, что достиг того уровня, когда возможность делиться знаниями и опытом в бизнесе с молодым поколением ощущается как необходимость. В целом полезная инфраструктура для предпринимателей. 

Но какими бы не были меры поддержки, рассчитывать нужно на себя. В первую очередь надо выстраивать такую модель, при которой деятельность приносит прибыль. На старте все заработанное чаще всего реинвестируется в рост. Нужно научиться с помощью минимальных средств оказывать услуги, производить товар, найти своего клиента, который готов смириться с неидеальным на первых порах сервисом, и постепенно выстраивать модель. Ну или заходить сразу с большим капиталом, но это уже другая история.

А с чего у вас начинался бизнес?  

— С желания зарабатывать — берешь и начинаешь делать. Мы с такой идеи начали – хотели внедрять SAP (программа для управления бизнес-процессами), выходили на немцев. Деньги были очень большие. Договорились даже пройти обучение. Сейчас уже понимаю, что это была нереальная задача. Потом получали заказы от Microsoft. Так как разработкой занимались, решили и сайты делать. С большими проектами тоже вышли на свою модель зарабатывания денег. Но на старте не знаешь ничего и совершаешь ошибки. Все просят посоветовать что-то, рецепт успеха рассказать, но его нет. Все истории разные. Нужно просто брать, стараться, думать, меняться, быть гибким, не бросать. А еще важно иметь какой-то запас финансов. В самом начале мы с женой платили зарплату своим сотрудникам из нашей повышенной стипендии.

А сейчас супруга участвует в проектах?

— Она занимается HR. У нас двое детей, ждем третьего.

Ваша компания работает на стыке IT, креативных индустрий и промышленности. Как вы выстраиваете сотрудничество с крупным бизнесом и научными организациями? Есть ли в Кузбассе запрос на цифровые инновации?

— Раньше у нас было много кемеровских компаний. Сегодня сайты, например, многие заменили конструктором. У нас он тоже есть, но многие используют более популярную систему Tilda. С маркетингом в целом поменялась история. И для некоторых компаний вполне нормально не иметь вообще никакого сайта — его заменяют страницы в соцсетях. Прекрасно работают маркетплейсы, появились платформенные решения.

Сегодня к нам обращаются крупные компании, у которых головной офис в Москве. Но и с рядом кемеровских компаний сотрудничаем.

В вашей команде более 60 специалистов. Как вы находите и удерживаете таланты в условиях высокой конкуренции на IT-рынке?

— Еще удаленно трудятся 10 сотрудников. Стараемся удерживать. Зарплату хорошую платим – это самое главное. Создаем комфортные условия для работы. Корпоративы устраиваем. Еще один важный момент – обучение. У нас часто приходят люди с образованием, но без опыта. Для них есть обучающие процессы и наставничество, позволяющие человеку прийти, достаточно быстро получить необходимые компетенции и успешно работать.

Комфорт человеку тоже важен. У нас есть разделение труда. Ответственность стараемся правильно распределять. Конечно, бывают и те, кто уходит. В основном они уезжают в другой город. Я тоже хотел переехать в Москву, но для этого нужна негативная мотивация. Мы стараемся, чтобы ее не было и у людей здесь все было хорошо.

«Мэйк» разрабатывает цифровые продукты для промышленности и госсектора. Какие тренды в IТ вы считаете наиболее перспективными для бизнеса в ближайшие пять лет?

— Все сейчас про искусственный интеллект говорят. Он актуален в науке, разработчики тоже им пользуются. Мы видим увеличение производительности на 30%. Некоторые ребята используют ИИ, пытаясь не получить знания и разобраться в вопросе, а просто переложить на него свою работу. Получается много ошибок. Надо иметь свою голову, приобретать опыт. В маркетинге и управлении ИИ сильно помогает, повышает производительность труда. В России это дает возможность конкурировать с производителями из других стран за счет автоматизации станков, например.

Цифровизация – это тренд, который идет уже давно. При этом мы сталкиваемся с компаниями, у которых нет автоматизированных систем. Тех же CRM. Крупные компании либо устраивают свои экосистемы, либо платформенные решения выбирают. Но при этом у нас есть клиенты, которые делают запчасти для машин для определенной ниши, и они наоборот отстраиваются от маркетплейсов.

Какие ниши еще остаются не заполненными?

— На уровне разработки сайтов и ПО у нас страна находится на очень хорошем уровне: и сайты компаний, и маркетинг. Возможно, немного отстаем в производстве контента, в том же ИИ. Инфраструктуры очень мало. Центры обработки данных для искусственного интеллекта – это дорого, их немного в России. Для малого бизнеса свободных ниш остается мало, но и конкуренция низкая — можно заходить. Если раньше в направлении разработки и маркетинговых услуг никогда не выделяли нишу и специализацию, то теперь это есть. Например, мы занимаемся маркетинговыми услугами именно для автодилеров. Потому что ты делаешь сервис для конкретного вида бизнеса. И вот тут ниш всегда много.

IT-сектор становится драйвером экономики. Каким образом, на ваш взгляд, должна развиваться кооперация между технологическими компаниями, промышленностью и государством?

— Это важный сектор экономики, но он подчинен другим. Тут все же обслуживающая история. С потреблением у нас все хорошо. В производстве мы в ряде моментов отстаем. Нужно двигаться вперед. ИТ-сектор мог бы и на международном рынке хорошо зарабатывать, влиять на увеличение в стране ВВП.

У нас много стартапов, один из них – аналог сайта знакомств. По функционалу сопоставим с самыми известными. Но есть большая конкуренция, многое зависит от финансирования. Нужны большие деньги, чтобы продвигать свои продукты. Разработать уже не так сложно, как занять свое место на рынке. В любом случае нужно развиваться, перспективы есть.

Как видите развитие кадрового потенциала в регионе?

— Нужно, чтобы преподавателям достойно оплачивали их труд. Если это станет модно, престижно, то и уровень обучения выйдет на другой уровень. Зачем человеку, который добился каких-то высот, идти в преподаватели? Тут только престиж и финансы. Мне кажется, что ответ в платном образовании. Я как предприниматель понимаю, что оплата труда хороших преподавателей, аренда офиса, оборудование, наработки, софт – все это стоит немалых денег. Когда попадаются объявления о стоимости обучения за условные 500 тысяч рублей за месяц, то несильно удивляюсь. Но и позволить сам пока такого себе не могу.

Расскажите о планах компании.

— Планируем рост каждого из направлений. Нам уже нужен другой подход к организации менеджмента. Иногда несильно хочется расти, потому что есть риск потери дохода. То есть оборотов и людей больше, а ты получаешь меньше в надежде, что через 3-5 лет достигнешь высот. Хочется, чтобы кузбасский софт мог конкурировать на федеральном, а потом и на межгосударственном уровне.

Наша игра, надеюсь, выйдет на международный рынок. Мы много денег вложили в это направление. Рынок компьютерных игр давно обогнал весь интертеймент, связанный с телевидением и сериалами. Тенденция будет только усиливаться.

Мне 37 лет, и я с детства играю. Даже сейчас себе иногда это позволяю. Что же говорить про молодежь. Так что игры будут пользоваться спросом. Я знаю, что есть еще в Новокузнецке игровая студия. А так в основном это направление развивается в Новосибирске, Санкт-Петербурге и Москве. Будем верить, что наша кузбасская игра выйдет на высокий уровень! 

Реклама. МБУ «ЦПП», ИНН 4205176884, erid: 2W5zFHAKaEC