Елизавета Рихтер – кемеровская художница, чьи работы держат зрителя на грани чувства и мысли. Единственная выпускница Шанхайской школы искусств из России соединяет академическую выучку и живую эмоциональность. Она создаёт образы, в которых напряжение становится искусством. Мы встретились с Елизаветой и поговорили о том, как формировался её путь, где она ищет вдохновение и почему искусство – это всегда про искренность.


Начало пути
Творчеством я занимаюсь с детства. Твёрдо заявила родителям, что буду художником, разрисовав обои дома. Благодарна им, что сразу моё рвение было поддержано. Меня отправили в художественную школу, и училась я в гимназии с художественным уклоном. Пока одноклассники на школьных ярмарках продавали сладости, я выставляла созданные мной открытки. Меня сильно мотивирует признание родителей и их помощь. Они ни разу не сказали, что мне нужно найти серьёзную работу.
В университете я сначала пошла учиться на постановщика праздников, пока меня не отправили на покраску декораций. И в этот момент, поняла, что карьерного роста искать здесь не стоит. В итоге получила психологическое и маркетинговое образование в Кемеровском государственном университете. Ведь художник – это не только про искусство, но и про продажи и психологию общения.
Позиционирование художника нерва
Меня часто называли художником нерва. Не так давно я этот термин стала использовать и вынесла на сайт — у людей стали возникать вопросы о значении словосочетания. Отвечу одной историей. Александр Осипов, преподаватель в Кемеровском художественном колледже, сильно тянул время при создании моей дипломной работы. Когда все переносили на чистовой холст свои работы, мы ещё выбирали эскизы. Он знал, что я очень импульсивный художник, и могу нарисовать картину за несколько дней. В один момент я психанула, что всё так долго тянется, и нарисовала дипломную работу за ночь. Когда учитель увидел картину, сказал, что такого результата и ждал. Хотел увидеть мой нерв на полотне. С тех пор вижу в этом свою сильную сторону. Моё вдохновение не случится второй раз в это же время, а, значит, создать такую же картину не получится.
Обучение в Шанхайской школе искусств
В Китай я поехала в 2019 году со своим мужем Алексеем, когда мы ещё не были в семейном статусе. Он прекрасно знал китайский язык, ехал по рабочим вопросам и пригласил в это путешествие меня. Я была нацелена в поездке на продажу картин. Там сильно любят русскую культуру, изображение нашей природы, нашей зимы. Обошла множество галерей, но ни с кем не заключила сотрудничество. В одной из них предложили пройти обучение в Шанхайской школе искусств. Меня приняли туда, но я долго не понимала, почему со мной говорят на немецком языке. Оказывается, из-за фамилии и внешности меня приняли за немку, и школа гордилась, если в ней учились европейцы. И я полгода по ускоренному курсу училась искусству на китайском и немецких языках, не понимая ни слова. Особенно смешно было, когда мы с мужем разговаривали на русском, но интонационно пародировали немецкую интонацию. Раньше мне было стыдно рассказывать такую историю, но сейчас я воспринимаю это как удачное стечение обстоятельств и большое приключение.
Ведение профессиональной деятельности
Я такой художник, который больше про бизнес, а не про современное искусство. В принципе хочу сделать разделение картин. Одни создавать, исходя из внутреннего порыва, передавая в них личный смысл. Другие – на заказ для обставления жилищных комплексов, например. У нас в Кемерове достаточно много строящихся проектов, об оформлении которых тщательно думают застройщики.
Каждая картина, которую я рисую, фиксирую в блокнот, что позволяет помнить обо всех работах. Нарисовала я более 300 картин с 2016 года. В основном все продались. 70 % из них были изначально на заказ. Для меня важнее не цена, а то, кому картина попадает. В моей практике были работы, которые уходили в частные коллекции за серьёзные суммы, но я никогда не раскрываю детали.

Роль в благоустройстве столицы Кузбасса
В городе Кемерово я создала уже более 10 муралов. Также мои работы украшают улицы в Белове и Полысаево. Самый первый мурал я нарисовала в 2020 году, он был создан для поддержки врачей в период ковида. Изображение двух рук отсылало к фреске Микеланджело «Сотворение Адама». Но его закрасили на следующий год из-за вандализма подростков — они оставили различные нецензурные выражения. С этого началась моя карьера уличного искусства.
Звонили из администрации, технических подстанций, больниц. Одна крупная кемеровская компания обращается с просьбой нарисовать муралы под праздничную дату, например, ко Дню города или к годовщине Победы в Великой Отечественной войны. Очень круто, когда организации хотят обустроить территорию вокруг своего офиса. Они создают настроение не только у своих клиентов, но и у всех жителей города. В среднем лучше для создания такой росписи на домах выделить месяц, чтобы посмотреть, как будет реагировать рисунок на наш резко континентальный климат.
Отношение к граффити
Очень щепетильная для меня тема. Я обожаю творчество художников-граффитистов, это очень талантливые люди. Вдвойне люблю тех, кто рисует на стенах заброшенных зданий, но есть и те, кто использует в качестве полотна частные фасады. Думаю, ресурсы таких художников можно было бы отправить в интересное русло: украсить дом престарелых или детский дом. Искусство должно быть адекватным. Можно ведь использовать заборы возле строек: и их через время уберут, и вы своё творчество городу представите. Куда лучше, чем оставить граффити на частной аптеке, чей владелец будет долго его смывать. Я против вандализма и порчи чужого имущества.
Отношению к творческому кризису
Считаю, что кризис – это суть художника. Если я вышла из кризиса, меня всё устраивает, я обеспечена, значит, нет мотивации реализовывать себя как художник. Всегда должно быть желание что-то высказать, чем-то поделиться с миром, донести свою точку зрения и выплеснуть натуру. В кризисе ты максимально вдохновлён. Также меня мотивируют признание и заработок, как бы алчно это не звучало. Просто я считаю, что труд должен равноценно оплачиваться. Хочется ощутить чувство успешности при жизни. И мне очень жалко самокритичных и талантливых художников, которые не ценят себя в должной мере.

Дальнейшие планы
Буду продолжать развиваться. Я себя не отношу к талантливых художникам, скорее к усердным. Позади 16 лет обучения, но считаю, что мне многому ещё стоит учиться. Впереди – большая работа!