Основатель собственной консалтинговой компании, юрист Александра Литвинова: «К любому делу нельзя подходить формально»

За положительными судебными решениями скрываются эксперты, которые полностью посвятили себя профессии и добились больших побед. Юристам приходится отстаивать права других людей. И квалифицированные специалисты делают это не только со знанием дела, но и с душой.

Об успешных кейсах, странных запросах, создании собственной фирмы и виртуальной прогулке по кладбищу в рамках учебы – в большом интервью с Александрой Литвиновой.

Александра, как вы познакомились с многогранным миром юриспруденции?

— Изначально я хотела быть врачом. Поступлению в медицинский институт «помешала» старшая сестра: она сказала, что я очень хорошо умею разговаривать с людьми. Предложила стать юристом. И правда в старших классах заметила, что коммуникации всегда грамотно выстраиваю. В 10 классе подумала: да, я была бы хорошим доктором, но юрист из меня получился еще лучше (улыбается).

Никогда не жалела о выборе профессии, искренне ее люблю. В моем окружении многие со временем сменили сферу деятельности, а я скоро отмечу 15-летие в своей. У нас с юриспруденцией совпадают ценности и миссия.

Какая у вас миссия?

В 2017 году получала второе высшее образование в КемГУ по президентской программе «Управление менеджментом». Там преподаватель предложила достаточно жесткое упражнение: нужно было виртуально пройтись по кладбищу и увидеть там надгробие своей могилы. И наша цель – представить, что на нем будет написано. Мой ответ был такой: «Помогла такому-то количеству людей».

После этого странного задания и сформировалась моя миссия – помогать людям через свою работу, помогать по-своему.

Кажется, вы бы стали хорошим психологом.

— Почему-то этот вариант я не рассматривала, хотя, возможно, вы правы. Хороший юрист всегда немного психолог. Но понимаю, что в моменте я интуитивно сделала правильный выбор профессии.

Какие направления юриспруденции затрагиваете в работе?

— Я много раз повышала квалификацию. Например, в МГУ училась по направлению «Спортивное право». По вопросам споров со спортсменами клиенты могут прийти ко мне. Например, если нужно оформить переход условного футболиста или хоккеиста из одной команды в другую. Это непростая юридическая задача.

Много изучала направления «Право интеллектуальной собственности» и «Защита авторских прав». Их сейчас активно развиваю. Боюсь посчитать, сколько подобных курсов было куплено и пройдено. В том числе отдельно по регистрации товарных знаков, оспариванию товарных знаков, судебной защите интеллектуальной собственности.

Поделитесь самым значимым кейсом из последних.

— Буквально в конце июля я в суде по интеллектуальным правам отстояла товарный знак Книги рекордов России: ему вернули правоохрану. Этим делом очень горжусь. Далее уже пойдет процесс взыскания компенсации за незаконное использование товарного знака в пользу моего клиента.

Сейчас в основном работаю с предпринимателями: собственниками как онлайн-, так и офлайн-бизнеса. У меня на сопровождении компании по производству различного оборудования и спортивных товаров, медицинские клиники, некоммерческие организации, салоны красоты.

А в чем сложность работы с онлайн-бизнесом?

—  Все коммуникации осуществляются в Интернете. Поэтому там не подпишешь обычный договор в бумажном виде — есть сложность в доказывании наличия отношений между клиентом и исполнителем. Есть определенное правовое регулирование этих взаимоотношений. Онлайн-бизнесом начала интересоваться еще в январе 2020 года. Я, работая тогда в «Кузбасской Медиа Группе», руководила организацией и проведением огромного форума «Соцсети. Право на реальность» с Павлом Астаховым. 1200 человек были офлайн и 2000 подключились удаленно. Очень горжусь этим мероприятием, потому что я его придумала и руководила его реализацией.

Форум немного опередил время. В ковид все только начинали заниматься правовым регулированием соцсетей, а я уже была на опыте. Сейчас уже никого не удивишь мошенниками во «ВКонтакте». А тогда совместно с блогерами, представителями СМИ, сотрудниками уголовного розыска и ФСБ мы поднимали вопросы, которые не были так освещены в медиапространстве.

Вспомните свой самый первый успех в профессии.

— Это было в первые года после выпуска из университета. Тогда работала в Фонде социального страхования. По той категории дел, по которой мы ходили в суд, была устоявшаяся судебная практика. Но я же человек увлекающийся и пытающийся проявить свою творческую натуру даже в такой жесткой профессии, как юриспруденция.

Мне было скучно ходить в суды и просто кивать головой и слушать. Хотелось каких-то побед и свершений. Я выработала кардинально новую стратегию. Помню, мы проиграли дело в суде первой инстанции. Я подала апелляционную жалобу. И апелляция отменила то первое решение, со всеми моими доводами согласилась. И это был нонсенс! Судебный акт второй инстанции разослали по всем филиалам фонда социального страхования страны как образец.

Если бы я не проявила настойчивость и изобретательность, этой победы бы не произошло. Тогда во мне укоренилась мысль о том, что нельзя к любому делу подходить формально. Да, есть сложившаяся судебная практика. Но любую практику можно поломать. Шанс есть всегда. Подход юриста должен быть такой: ты делаешь все возможное для своего клиента.

Какими качествами должен обладать хороший юрист?

— Неравнодушие. Часто сравниваю юристов и врачей, потому что сквозь годы работы приходит определенный цинизм. Через тебя проходит очень много людей с проблемами, и ты учишься относиться спокойно, не принимать все близко к сердцу. Но при этом важно сохранить то самое неравнодушие.

Еще юрист должен быть профессионалом и соблюдать нормы этики. Если ты не в состоянии решить вопрос клиента, его нужно передать другому специалисту или честно сказать, что ты не готов.

С сентября прошлого года у вас прибавилось работы – в интернете всех обязали маркировать рекламу. Почему это сегодня необходимо?

— Это одна из мер, позволяющая урегулировать с правовой точки зрения интернет-рынок в России. Так государство может контролировать рекламодателей и рекламораспространителей. Это правильное решение по отношению к клиентам. Люди прочитают о товаре или услуги, захотят приобрести или воспользоваться. И потребитель должен быть уверен, что это не мошенники, а люди, законно ведущие предпринимательскую деятельность.

Штраф за несоблюдение требований маркировки рекламы может достигать полумиллиона рублей.

Часто ли людей обманывают в Интернете?

— Достаточно. Недавно ко мне обратился клиент. Он нашел эксперта, который обучал вести бизнес, заплатил за курс 160 тысяч рублей. На занятиях ему начали рассказывать, что он как мужчина должен реализовываться через свою женщину. Мы слушали эти уроки и смеялись всей нашей командой.

Потом пошли и взыскали эти деньги обратно. И даже больше – примерно 500 тысяч с учетом неустойки, штрафов, расходов на представителя.

А с какими проблемами в основном обращаются?

— Договоры с клиентами, сотрудниками и контрагентами. Это ключевые направления договорной работы, которые у нас могут быть в разных абсолютно вариациях. Частый запрос — образовательная лицензия, наличие которой совместно с нужными договорами позволяет использовать патентную систему налогообложения в онлайне. Так клиенты могут экономить на налогах порой по несколько миллионов в год.

Активно регистрируем товарные знаки. Еще 10 лет назад предприниматели об этом не задумывались. А товарный знак — это актив бизнеса, который при правильном использовании можно конвертировать в хорошие деньги.

Мало кто знает, что английский язык сегодня допустим на вывесках только при регистрации логотипа в качестве товарного знака. Иначе только на русском или плати штраф.

Вспомните яркие курьезные случаи.

— Однажды позвонила женщина и спросила, что ей делать с соседом, который за рулем своей «Газели» светил ей в окна первого этажа. Сказала, что нужно купить шторы и обращаться все же к другим специалистам, не ко мне.

Еще один постоянный клиент написал в ночь на субботу, но я прочитала только в понедельник. Он спросил в Телеграме, можно ли вступать в сексуальные отношения с 16-летней девушкой и будет ли это считаться изнасилованием. Ответила, что нельзя и, конечно, будет считаться! Думала, что уже опоздала с ответом. А он пишет: «Я без вашего согласования ничего не делаю».

Давайте поговорим о создании вашей собственной компании.

— После 11 лет найма я поняла, что хороший опыт накоплен. На тот момент была руководителем и понимала, как создать команду и выстроить бизнес-процессы. И вот в 2021 году я начала развивать свою юридическую фирму «Бизнес Решение».

В моей команде есть юристы с еще большим опытом, чем у меня. Я всегда за то, чтобы усиливать себя со всех сторон разными компетенциями. Но основная часть коллектива – это, конечно, молодежь (по сравнению со мной). Они прогрессивные. Им не нужно объяснять, что такое чат-бот или доменное имя. Я подбираю сотрудников под конкретную задачу клиента в зависимости от ее сложности и объема.

Как клиенту понять, компетентный перед ним юрист или нет?

— Я всегда рекомендую прочитать отзывы и посмотреть, были ли успешные кейсы в аналогичных делах. Абсолютно нормально, когда ты приходишь к юристу и спрашиваешь, сталкивался ли он с тем или иным вопросом.

Юрист – мужская или женская профессия?

— Столкнулась с тем, что большее доверие вызывают почему-то мужчины в нашей отрасли. И ко мне клиенты идут, наверное, и потому, что видят во мне проявление каких-то неженских качеств: настойчивости, упертости, агрессии, умения отстоять интересы.

Невозможно получить большой социальный статус, престиж или признание просто благодаря своей работе или принадлежности к тому или иному полу. Это можно сделать, если у тебя есть мозги и грамотное отношение к задаче. Юристов много, а хороших юристов – очень мало. Так есть и так было всегда. 

Как отдыхаете после работы?

—  У меня две прекрасные дочери, с ними и провожу вечера. Могу решать серьезные вопросы, а потом прийти домой и заплетать косички. Это очень хорошо переключает мозги. Старшая уже пытается идти по стопам матери. Говорит: «Мама, у меня есть идея, хочу ее с тобой обсудить. Нам нужно договориться. Я хочу конфету». Отвечаю: «А о чем мы будем договариваться? Я должна тебе просто ее выдать? Ну, держи. Такой договор пойдет?» (смеется).

Что хорошего ждет вас в будущем?

— В начале октября поеду в Стамбул. Буду гулять, наслаждаться видами красивых мечетей. Я давно об этом мечтала. Люблю сериал «Великолепный век» и хочу походить по местам съемок. И в целом в ближайшем будущем у меня будет очень много хорошего. Хочется как можно больше!

Реклама. ИП Литвинова А.Ю. ИНН 420538484747. erid: LjN8K4Kxt