Свои первые деньги он заработал на дискотеках в школе. При этом всегда мечтать стать пилотом гражданской авиации. Однако с годами все кардинально поменялось: в его жизнь пришли политика и бизнес.
Востребован ли сегодня заказ ковров? Сколько времени нужно тратить на планирование? На эти и другие вопросы ответил Марк Расолька.
Марк, во сколько и с чего конкретно начинается ваш день?
— Примерно в 9 утра с будильника и утреннего шоу от умной колонки с Алисой. Очень полезная вещь, на самом деле. Она рассказывает о главных новостях в регионе и стране, дает прогноз погоды и включает выбранные мною подкасты и музыку. Параллельно с этим я делаю небольшую зарядку: качаю пресс, приседаю и отжимаюсь по 20 раз.
Как часто что-то планируете наперед?
— Навыки тайм-менеджмента и планирования наперед мне привили еще в школе, очень благодарен ей за это. Есть одна очень интересная техника, которой я следую. Она описана в книге Доминика Спенста «6 минут. Дневник успеха». Главный ее смысл — тратить на планирование не более 6 минут в день и разделять все задачи на «пирожное», «сливки» и «вишенки». Советую книгу тем, кто хочет научиться правильно структурировать свое время.
Расскажите о партии «Новые люди»: как вы стали ее частью? С чего все началось?
— Все началось в 2019 году, когда я познакомился с сообществом «Капитаны России». Это такой благотворительный фонд (его основатель — Алексей Нечаев), который занимается развитием предпринимательского образования в стране. Мне всегда было интересно построение своего дела. Вместе с «Капитанами» проводили курсы по созданию стартапа для школьников. В основном работали именно с учениками 10-11 классов. В мае 2020-го поступило предложение выйти на новый уровень и поучаствовать в политическом проекте. Этим проектом оказалась партия «Новые люди». Тогда я был рядовым активистом на избирательной кампании в Нижнем Новгороде, а после ее окончания вместе с командой уехал открывать региональный штаб в Кемеровской области, но уже немного в другой позиции.
Какие цели у партии?
— Главная цель — это повышение качества жизни людей регионов нашей страны. Для этого нужно соблюсти множество условий, главное из которых — развитие высшего образования в регионах и малых городах. Из-за того, что выпускники школ не могут получить достойное высшее образование в своем регионе, они уезжают в Москву и Питер и, как правило, не возвращаются обратно. Создав хорошее образование на местах, мы обеспечим снижение миграции молодежи со своей малой родины. Ребята останутся тут и будут развивать Кемерово, Новокузнецк и Прокопьевск, а не столичные города.
Каким образом вы помогаете региону стать лучше?
— У нас есть множество проектов, которые мы уже реализовали (например, открыли первый центр наивного искусства за Уралом), и еще больше проектов, которые реализуем в ближайшее время. Один из них – ЭкоСлед. Его цель заключается в повышении экологической осознанности населения и привитии полезных привычек по природоохране. Мы также не перестаем заниматься предпринимательским образованием — уже полтора месяца в Кемерове, Новокузнецке и Прокопьевске действует образовательная программа «Я в деле», где ребята учатся создавать свои стартапы.
Почему вы решили стать политическим деятелем?
— С детства в моей голове все время крутилась фраза «хочешь что-то сделать хорошо — сделай это сам». Я бы мог сегодня кричать из всех соцсетей, как у нас все плохо, но намного эффективнее будет начать что-то менять самому. Не нравится — действуй.
О чем мечтали в детстве и с чего начали свой трудовой путь?
— Хотел стать пилотом гражданской авиации и бороздить просторы нашего земного шара, но проблемы со здоровьем сделать мне этого не позволили. Так и рушатся мечты. Свой путь я начал еще в школе, когда был активным участником «Центра детских инициатив». В то время меня очень интересовала музыка и я научился диджеингу. Первые свои деньги я заработал на школьных дискотеках. Потом познакомился с «Капитанами» и заинтересовался предпринимательством. А о том, что было дальше, рассказал выше.
В вашем молодом возрасте вы помимо политической партии строите и свой бизнес. Почему начали заниматься именно изготовлением ковров?
— Эта идея пришла к нам в декабре 2021-го на выездном интенсиве по обучению организаторов программы «Я в деле». В течение 10-ти дней все прописывали свои бизнес-идеи, моя команда продумывала ковровую мастерскую. Изначально это должны были быть проекты на бумаге, которые потом забудутся, но уже в январе я подумал: «Все написано и посчитано. Почему бы не воплотить эту идею в жизнь?». Заказал оборудование и расходники. Уже через две недели сделал свой первый ковер.
Есть ли ограничения в размерах, ткани или самом изображении для нанесения?
— По размеру ограничений нет — сделаем хоть ковер размером 5х5 метров, только на это уйдет немало времени. А вот с изображением есть свои нюансы: в силу технологии изготовления невозможно сделать коврик с градиентом или плавным переходом из одного цвета в другой.
Долго ли делать один ковер? Сколько времени на это уходит?
— Тут все зависит от размера. Ковер размером 1х1 метр «набивать» недолго — примерно 3-4 часа. После этого нужно проклеить оборотную сторону и подстричь лицевую. Если в 18 часов начать делать небольшой коврик, то к 10 утра он уже будет окончательно готов к отправке.
Сколько было вложено денежных средств на старт бизнеса? И через какое время планируете окупить затраты?
— На закупку необходимого оборудования, комплекта пряжи и запуска таргета ушло около 50 тысяч рублей. За 2 месяца работы я уже окупил примерно одну треть вложенных средств. Так что вполне реально к лету выйти в ноль.
Ковры действительно пользуются популярностью в регионе?
— Если опираться на статистику в Яндекс Wordstat, то тафтинговые ковры — это восходящий тренд. Но пока они куда более востребованы в развитых городах-миллионниках. А если брать сегмент b2b, то востребованность есть и у нас в Кузбассе. Помню, как, например, мы делали вывеску для одной из кофеен в Новокузнецке.
То есть в целом ковровая мастерская – это сегодня востребованная ниша?
— Спросили бы вы меня об этом чуть больше месяца назад, я бы ответил однозначно положительно. Но в связи с последними событиями фокус внимания у всех ушел немного на другие вещи. На мой взгляд, сейчас есть два варианта действий предпринимателей из нашего сектора: первый — переждать, второй — выходить на международный рынок или попросту на другую целевую аудиторию.
С повышением популярности данной продукции может ли мы ждать возвращения моды на ковры, висящие на стене?
— Да. Уверен, что лет через 10-15 советские старые ковры поменяются на яркие произведения искусства.
«Бьём тату не на людях, а на ткани» — так гласит описание вашего бизнеса в группе ВК. На ваш взгляд, с чем тяжелее работать: с телом или тканью?
— Ни разу не делал кому-то тату, но уверен, что это намного сложнее. У меня есть право на ошибку, а у тату-мастеров ее нет. Ну и маленький размер достаточно труднее делать, чем «набивать» большой ковер.
Что хорошего ждет вас в 2022 году?
— Новый опыт, который получат предприниматели абсолютно всех сфер. В условиях введенных санкций наша экономика станет более обособленной от Запада, что сделает ее более сильной. К этому приведет симбиоз работы политиков и предпринимателей. Так что уверен, что после таких санкций экономика страны станет только мощнее!
Иван Крамер