Бокс остается не только популярным видом спорта, но и искусством, требующим силы, выносливости, скорости и мастерства. Он не только развивает физическую форму, но и тренирует ум, наставляя на дисциплину, решительность и стремление к победе. Об этом не понаслышке знает спортсмен из Кузбасса Вячеслав Гусев. Сегодня он готовит юных спортсменов к соревнованиям и ждет достойного соперника для завершения карьеры.
О первом бое, тренерской карьере, спонсорской помощи и драках на улице – в нашем сегодняшнем интервью.
Вячеслав, прошло 20 лет с вашего первого боя. Он был в ноябре 2003-го года. Какие воспоминания остались о том дне?
— Это мой первый бой именно в профессиональном боксе. Карьеру я начинал с тайского, а с девяти лет занимался кикбоксингом. Нас с братом отдали в прокопьевскую секцию, и сразу пошли тренировки, соревнования. И уже на протяжении 25 лет я в боксе. Увлечение переросло в работу. Сейчас я детей тренирую и сам выступаю как профессиональный боксер.
В 2003 году в Кемерове состоялся мой первый поединок. Соперником был парень из Перми среднего уровня. Тогда я уверенно победил. Тогда еще продолжил выступать и в тайском боксе. Стал мастером спорта международного класса, выигрывал юниорский чемпионат мира, становился призером мировых первенств. Решил с ним закончить, когда уже стал чемпионом России по профессиональному боксу. Дальше пошли бои за гонорары.
Какой самый памятный поединок на данный момент?
— За титул Чемпиона Европы по версии WBO в 2011 году в СРК «Арена». Это был главный бой вечера с огромным числом болельщиков – победный для меня. Через год еще раз защитил титул. Как правило, его нужно один раз выиграть, после защитить и двигаться дальше. В боксе четыре основные международные федерации со своими рейтингами. В начале спортсмен должен завоевать интерконтинентальный титул, и только после этого можно бороться за звание чемпиона мира.
У вас есть желание им стать?
— Я уже считаюсь возрастным боксером – мне 38 лет. Думаю, еще год – полтора и буду заканчивать. Я уже доказал всем и все. Хотя и желание еще осталось, есть много предложений. Востребован как возрастной боксер в рейтинге.
Уже полтора года вы не выходили на профессиональный ринг…
— В сентябре 2022 года в Прокопьевске был последний на данный момент бой. Наш земляк Григорий Дрозд организовывал турнир. Соперником моим был африканец, на шестом раунде я закончил поединок. Сейчас я на больничном, целый год выпал из-за разрыва ахилла. Но уже в мае планирую провести бой на российском уровне.
В свое время вы и в Америке успели провести поединок. Поделитесь теми эмоциями.
— В Лас-Вегасе в 2013 году был бой, победитель которого становился претендентом на титул чемпиона мира. Моим соперником был Гэри Расселл – очень сильный спортсмен, который потом и взял высшую награду. Для того, чтобы выиграть там, мне нужно было прыгнуть через голову. По очкам проиграл, но впечатления остались: и от Лас-Вегаса, и от того, что бой такой значимый был. Немного до вершины не добрался.
Что изменилось в боксе за 20 лет?
— Четко стала работать федерация, появились рейтинги, поднялись гонорары. Если раньше боксировали за 500 долларов, то сейчас эта сумма заметно выше. В 2003 году организация была на низком уровне. Можно было год вообще без боев просидеть. Турниры, проходившие за спонсорские деньги, порой срывались. А ведь на подготовку уходит очень много сил, времени и финансов. Обидно, когда в итоге все отменяется. Сейчас такого уже нет.
В какой момент решили, что уже пора делиться опытом с подрастающим поколением?
— Это сразу пришло. В профессиональном боксе перерывы между боями бывают по году, а профессия у меня одна. Я же не могу пойти, например, менеджером в банк. Стал понемногу тренировать детей. Уже 12 лет этим занимаюсь. Есть спортшколы, дети выполняют разряды, участвуют в соревнованиях. Для тренера это развитие в карьере.
Расскажите о своих воспитанниках.
— Два моих спортсмена Влад Лагуткин и Глеб Ржаков выиграли чемпионат Кузбасса. Ребятам по 14 лет. Они попали в региональную сборную, отобрались на Сибирь. Там, к сожалению, проиграли, а победители поехали за российским титулом.
Дальше продолжите их курировать?
— Конечно, это же не единственные соревнования. Есть и частные. Глеб уже третий раз становится чемпионом Кузбасса, Сибирь выигрывал и на всероссийские соревнования ездил, но там еще не побеждал. Влад тоже не раз становился победителем на разных турнирах. Уже и разряд у них есть – первый юношеский.
Насколько важен вопрос спонсирования таких мероприятий? И как это происходит?
— Если взрослым и Федерация тайского бокса помогает, и предприниматели, то зачастую малышей и подростков никто не спонсирует. Мол, зачем вкладывать деньги, если ребенок может в любой момент закончить карьеру. Поэтому поездки на соревнования ложатся на плечи родителей. А даже в Прокопьевск поехать – недешевое удовольствие. Это и билеты на автобус, и проживание в гостинице, и столовая, и стартовый взнос. На ребенка выходило около семи тысяч. Выигрывают – и через две недели надо ехать уже на чемпионат Сибири. Тут сумма еще больше. Конечно, родителям сложно. И я как тренер ищу спонсоров. Прошу деньги у предпринимателей, они часто идут на встречу.
Вот поездку моих ребят на последние сибирские соревнования спонсировала группа компаний «Атмосфера». Дружу с генеральным директором Сергеем Клепиковым. Он сам у нас занимался, дети его ходят ко мне на тренировки. Сам предложил помощь.
Бокс – опасный вид спорта?
— Безусловно, ситуации бывают разные. Если же брать статистику по травматизму, то в других видах спорта опасности больше. Дети выходят в полной экипировке: шлем, щитки, налокотники. Есть и судьи, которые следят за ходом поединка. У взрослых, конечно, все уже не так. Мы все битые-перебитые ходим (улыбается).
Вы когда-нибудь применяли свои навыки на улице?
— Стычки с хулиганами были, приходилось порой драться в молодости. Но я стараюсь обходить такие ситуации. У нас же вид спорта, а не уличные бои. Если сегодня такое произойдет, мне будет стыдно перед тренером, учениками, коллегами. Даже с очень агрессивными людьми пытаюсь сглаживать конфликты.
Можно ли научиться нокаутам?
— Это дело случая, все зависит от уровня соперника. У меня из 35 боев 9 нокаутов – достаточно мало. Если же посмотреть на тех, с кем я боксировал, то видно, что там были очень сильные спортсмены. А есть те, у кого очень много нокаутов, но соперники значительно слабее.
Когда начинали заниматься, кто был вашим кумиром тогда?
— Мы выросли на фильмах Брюса Ли, Джеки Чана. Как раз в то время появился легендарный фильм «Кикбоксер», где главную роль сыграл Жан-Клод Ван Дамм. И мы тогда пришли в секцию к тренеру Виталию Юрьевичу Ильину, у которого так и тренируюсь по сей день.
А на кого дети равняются сейчас?
— Сейчас дети и не знают имен в боксе. Смартфоны их больше занимают. Отвлечь от них можно только на полтора часа, пока идет тренировка. Потом идут в раздевалку и сразу берутся за телефоны. Время другое. И ругаться за это, конечно, не надо.
Как можно попасть к вам на занятия в группу?
— Беру детей с шести лет. Первая тренировка пробная. Если ребенок постоянно занимается, участвует в соревнованиях, выполняет разряды, я его зачисляю к себе в школу. И тогда занятия становятся бесплатными. Такая мотивация важна. Нужны хотя бы выступления на городских соревнованиях. И старания ребенка я должен увидеть.
С родителями обязательно разговариваю, что спортсмен перспективный, ему надо много заниматься. Если мама или папа не подтолкнут пойти на тренировку, то ребенок может где-то и пропустить. Молодых боксеров стараюсь мотивировать, помогаю справиться с поражениями. Ведь без проигрышей не бывает побед. Иногда хочется и поругаться, когда отбоксировали плохо, но стараюсь этого не делать.
Значит, вы не только тренер, но еще и психолог?
— Да, и это очень важно. И мой тренер меня поддерживает в этом плане. Не дает раскисать, если что-то идет не так. Мало просто тренировать, тут важно участвовать в жизни спортсмена.
Сегодня есть ощущение, что ММА — более медийный вид спорта. Почему все же молодежь выбирает бокс?
— ММА – это и побороться, и подраться, и постоять за себя. Бокс – это классика. Я с детьми занимаюсь тайским боксом, потому что тут мы учимся бить руками, ногами, коленями, локтями, а в боксе только руками. Но везде своя специфика, любители и чемпионы.
Если появится возможность вернуться в начало карьеры, что бы вы поменяли в жизни?
— Оставил бы все, как есть. В ММА я бы не пошел, так как не люблю бороться. Хотя и сегодняшний уровень этих единоборств не сравнится с тем, что было пару десятков лет назад. Тогда я перешел в профессиональный бокс, потому что гонорары были выше.
Опишите бокс одним словом.
— Это уверенность в себе.
Что хорошего ждет вас в будущем?
— Я надеюсь, будут хорошие бои до завершения карьеры. В тренерской деятельности хочу воспитать чемпионов. Сейчас мы открыли свою федерацию бокса в пгт Крапивинский. Там провожу областной турнир для детей. Будем развивать и заниматься популяризацией нашего вида спорта в Кузбассе!