Михаил Смирнов: «Я не бизнесмен, я — художник»

Как часто нам приходится слышать, что у кого-то есть тот или иной талант. Однако достаточно ли одной одаренности для того, чтобы достигнуть в жизни больших высот? Конечно же нет. Не верите? Давайте знакомиться – Михаил Смирнов.

О себе: детство

Я вырос в супер обычной семье. Если кратко, то хлеб, вода и конфеты дома были всегда, вот так бы я сказал.  Но каких-то карманных денег на свои хотелки – нет. Мама говорила мне: «ты человек взрослый, иди заработай и купишь». И благодаря такому воспитанию, если я что-то захотел (пусть даже пистолет игрушечный), то после школы ходил, собирал провода, обжигал их, скручивал и сдавал в металлоприемник.

Банки, рельсы, швеллеры – все сдавали с толпой таких же пацанов как и я, чтобы заработать какие-то монетки. И будучи школьником, в 2009 году я начал делать за деньги какие-то партаки. (прим.ред. некачественная, плохо сделанная татуировка)

Юношество

В 2011 году я поступил в КемТИПП, металл уже сдавать нет возможности, а говорить «мама, дай денег» было некомфортно еще с 2007 года. По счастливой случайности меня взяли в танцевальный коллектив, где мы работали на банкетах и получали легкий доход. Благодаря этому я накопил себе на первое оборудование. Это был тату-набор за 6.290 рублей: чемодан серебряного цвета, а в нем 4 татуировочные машинки. (Для понимания, тогда – 6.290 стоил целый чемодан, а сейчас одна моя татуировочная машинка стоит 59.000) И с этого момента я начинал колоть татуировки за 350 рублей.

«Хочешь делать классно – учись рисовать»

В 2012 году я посетил Тату конвенцию в Новосибирске. Это огромный бокс, где собираются татуировщики. А так, как я давно заинтересован в этой теме, мне нравились работы Валентины Рябовой, и я решился подойти к ней на разговор. Из этого разговора я вынес для себя самую важную мысль: «хочешь делать классно – учись рисовать». По приезде домой, я самостоятельно учился рисовать, не сильно-то и получилось, поэтому в 2013 году я пошел учиться в детскую художественную школу.

Детская художественная школа

На вечернем отделении программа длится всего 2 года.  В группе всего пара-тройка человек: я, которому уже 20 лет, девочки класса 8-9 и пара бабушек 60 и 70 лет. Я ходил туда через день, постоянно донимал преподавателя, чтобы она мне что-то рассказала, и уже на выпуске, мне предложили попробовать свои силы в художественном колледже.

«Я просто хочу делать хорошие татуировки»

Художественный колледж

Когда шел туда, не было ни одной мысли, что я не поступлю. По-другому и быть не может. Я просто иду, поступаю и ухожу. И вот после сдачи всех творческих экзаменов я прихожу, смотрю списки поступивших и… я не поступил.  Я подхожу к какой-то женщине и говорю: «А я не поступил, и что делать?»

Ну вы не поступили, что еще делать? Всё.

Я до сих пор ничего не понимаю. Меня это вообще сбило. Ну как можно не поступить туда?

Только сейчас я понимаю, что те два года в художественной школе мне ничего не дали. Может я был глуп в силу возраста, либо интересы были другие. 

И я еще раз спрашиваю у этой женщины: «может есть какой-то выход?». Она собирает меня и еще пару человек и с каким-то дядькой заходим к директору. В дальнейшем этот «дядька» окажется моим педагогом по живописи и композиции. Это ведущий специалист этого учебного заведения. И буквально пару дней до этого, мы встретились с ним в коридоре, где он спросил меня, мол, а ты чего ходишь-то?

Я так и ответил ему – «я просто хочу делать хорошие татуировки».

И вот мы стоим у директора, она говорит ему, мол, ну, Александр Михайлович, возьмете его учиться? «Возьмем! Посмотрим, как будет» — с улыбкой ответил он.

Так меня взяли учиться на платное отделение. И даже тогда я по-прежнему не говорил «мама, дай денег», а зарабатывал на татуировках. Уже через год меня перевели на бюджет за мои заслуги, ведь я уже начал проявлять себя.

Первая студия

В феврале 2018 года, я перевез тату-оборудование из дома в студию. Было очень страшно, потому что нужно было платить за аренду места, а средств не было, их даже негде было взять, потому что с 9 до 9 я взахлеб учился в художественном колледже. Приходилось работать после учебы, день/через день с 9 до 5 на учебу, с 6 до 9 на работу. Так продержался до выпуска из колледжа.

В июле 2018 года закончил учиться, получил диплом, и через месяц я посетил ту же самую тату-конвенцию в Новосибирске, но уже в качестве участника. А после фестиваля, буквально через 3 дня я увидел объявление, что та самая Валентина Рябова дает мастер класс по портретной татуировке в Краснодаре. Обсудили с женой насколько мне нужно это обучение и оба пришли к выводу, что нужно. Нужно продолжать учиться как профессионалу, и 20 сентября я в числе 17-ти счастливчиков обучаюсь у Вали. Я продал мотоцикл чтобы закрыть долги за участие в МК, а на оставшиеся средства мы с женой поехали в Казань на мастер класс по реализму к Илье Фоминых. Вот эти самые 2 мастер класса и были 10 процентами, теми самыми гаечками и шестеренками, которых мне не хватало как ремесленнику

31 мая 2021, на 11-й Московской международной тату конвенции моя работа заняла 2 место. Я первый раз участвовал в номинации «леттеринг» со своей зажившей работой. Это мероприятие стало знаковым. Я очень рад! Рад тому, что мою идею оценили. Эта награда значит для меня то, что я был прав. Был прав в создании уникально дизайна, был прав в гиперболизации и деформации букв, был прав с тем, что сделал свой журнал с расшифровкой татуировки. Я был прав.

Тату-бизнес

В 2019 году я предложил ребятам объединиться и сделать полноценную студию. Уже тогда вариант заработка и построения бизнеса на тату-ремесле, как и заработка с ребят, меня не интересовал с самого начала. Мне не интересно зарабатывать деньги на людях, которые меня окружают. Мне классно, что ребята, которые приходят на работу в студию, это не мои подчиненные. Это мои коллеги, которые имеют такие же права и уровень ответственности на эту площадку такие же, как и я. Вообще, бизнес в тату-площадке — это не бизнес. Это творческий проект, причем творческий проект каждого из нас.

Мы долго думали, как меня назвать, и пришли к выводу, что я просто первый среди равных. Получается, что в этой теме я не бизнесмен, я — художник.

Что сейчас?

Сейчас я действующий преподаватель, художник. Только за 2020-й год написал порядка 30 картин. А буквально на днях был установлен созданный мною арт-объект на площадке у Драмтеатра.

Моя идея арт-объекта как ни что кстати олицетворяет проблему сегодняшнего «информационного фонтана». Когда все новые и новые знания, открытия, шум мешают нам насладиться чем-то поистине красивым и простым.

«Трава» — символ чистого, свободного, беззаботного детства. Скульптура приурочена к экологическому кризису в мире.

Минималистичная пластика выбрана неспроста: необходимо подчеркнуть простоту конструкции и показать всю красоту массы в ее художественном отборе. Хотелось сделать эффект детского конструктора, будто бы ребенок собрал ее из подручных средств оставив лишь все самое необходимое и выразительное.

Про будущее:

В ближайших планах на декабрь – сделать уникальное мероприятие, где я планирую сделать 100 татуировок за один раз. И не просто тату, а таких, чтобы за них не было стыдно. Все вырученные средства с мероприятия будут внесены в фонд «Подари жизнь».