Бадминтонистка и кандидат технических наук Анастасия Колбина: «Спорт помогает выплеснуть свою энергию и отвлечься от постоянной работы за компьютером»

Любимое дело жизни приходит к нам в разное время становления: одни уже в школе знают, чем хотят заниматься всю жизнь, другие находят признание только в высшем учебном заведении или уже после его окончания. Анастасия училась на инженера-технолога. В студенческие годы большую часть ее времени захватили спорт и наука, причем практически в одно время. Молодая девушка сдавала сессии и писала кандидатскую работу, не пропуская ни одной тренировки. В том же режиме Настя планирует писать и свою докторскую.

Почему именно бадминтон? Что необходимо для получения научной степени? Как спорт может сочетаться с научной деятельностью? Какую полезную карамель удалось создать за годы работы? Об этом нам рассказала Анастасия Колбина.

Профессиональный и любительский бадминтон – это ведь абсолютно разные вещи?

— Всю свою жизнь я, как и все люди, не посвященные в мир спорта, думала, что бадминтон – это уличное летнее развлечение для детей и родителей: кто дольше продержит волан в воздухе, тот и выиграл. На самом деле выяснилось, что профессиональный бадминтон — жесткий и тяжелый вид спорта. В нем множество своих нюансов.

Чем он примечателен?

— Бадминтон входит в программу подготовки космонавтов, потому что он развивает мыслительную и физическую сторону человека. Также этот олимпийский вид спорта полезен для зрения. За всю его историю самая высокая скорость летящего волана составила 420 километров в час – представляете, какие сильные удары ракеткой совершаются? Показатель данной скорости у меня – в среднем 218. Сегодня на ракетках есть специальные насадки, которые показывают не только скорость удара, но и другие показатели. Например, за одну тренировку я сжигаю примерно 700 килокалорий и пробегаю около 15 тысяч шагов. От этого вида спорта все испытывают большой кайф!

Как и когда ты начала заниматься бадминтоном?

— Все началось в 2011 году. За год до этого я поступила в КемТИПП, только оторвалась от родителей, не хотела учиться и ходить на физкультуру, на которой приходилась кидать снег и кататься на лыжах, которые не люблю. К счастью, на втором курсе к нам пришел новый преподаватель – президент федерации бадминтонистов в Кузбассе Максим Баканов. В свободное время он предложил студентом заняться ныне моим любимым видом спорта. Начали играть в любительский – он предложил профессиональный: развел по четыре человека на каждую сторону. В тот момент я вслух заикнулась, мол, какая легкотня. Максим Владимирович это услышал, разозлился и вызвал меня на партию один на один. В тот момент я так носилась по площадке, бегала туда-сюда, а он просто стоял на одном месте в развязанных кроссовках. Тут я и поняла всю сложность бадминтона. Зато после президент федерации увидел во мне способности и пригласил на тренировки. Через 3 месяца занятий он разрешил прийти в секцию, где меня сразу взяли в дублирующую команду вуза. Тренировал меня тогда мой первый наставник Евгений Жуков, которому я, как и Максиму Владимировичу, по сей день очень благодарна.

Вспомни свою самую значимую победу в карьере.

— Для меня это был положительный результат в миксте в паре с Антоном Михайловым, когда мы победили со счетом 2:0 как раз у Максима Баканова и его партнерши.  Последние розыгрыши были тяжелыми, пульс переваливал за 180. Пересматривая кадры с той игры, понимаю, что мы оба большие молодцы. А в целом было много запоминающихся побед в вузе. В КемТИППе проучилась 7 лет, и мы за это время ни разу никому не проиграли – забрали все возможные трофеи на том уровне. Были и поездки и по Сибири, и в Казань летали на турнир. Раньше было больше азарта, сейчас основная цель – игра в удовольствие, встречи с друзьями.

Планируешь ли выходить за пределы Сибири и покорять страну и мир?

— В статусе одиночника точно нет. Но в январе мы с президентом федерации поедем в Екатеринбург представлять ВУЗ на всероссийском уровне. Будем играть за профессорско-преподавательский состав Министерства образования России. Надеюсь, что войдем в тройку лучших или даже победим.

Высока ли конкуренция в российском и мировом бадминтоне?

— В России слабо развит бадминтон, однако наша профессиональная пара Иванов-Созонов стабильно выступает на чемпионатах Европы и мира, на Олимпиадах. Слежу за ними активно. В топе же остаются азиатские страны, например, Китай и Тайвань. У них это национальный вид спорта. Там дети с самых ранних лет играют сразу на профессиональный площадке с соответствующими правилами. Надеюсь, что когда-то бадминтон будет спортом № 1 и в нашей стране.

Какие основные качества характерны для бадминтониста?

— В связи с тем, что бадминтон – многофункциональный вид спорта, здесь важны мыслительные качества. Ты смотришь на напарника и соперника, следишь за воланом – активизируется мозговой процесс. Еще тут нужны скорость, прыжковая способность, сильная кисть, мощный плечевой пояс. Существует необходимость постоянно укреплять мышцы, так в бадминтоне травмоопасными являются голеностоп, колено и плечо.

В этом году ты защитила диплом и стала кандидатом технических наук. Как в твоей жизни удается сочетать активный спорт и науку?

— Да, я защитила кандидатскую диссертацию сразу по двум направлениям подготовки. За все время написания ни разу не пропустила тренировки, потому что это эмоциональная разгрузка, которая позволяет тебе отдохнуть и разгрузиться. Бадминтон помогает выплеснуть свою энергию и отвлечься от постоянного печатания за клавиатурой. Я и ранее во время сессий ходила на все тренировки – это неотъемлемая часть моей жизни. Поэтому сочетание науки, написания статей, работы и бадминтона происходит само собой – автоматически.  

Что стало основной твоей научной работы?

— Мне никогда не было интересно кондитерское дело, хотя по первому образованию я — инженер-технолог хлебомакаронных кондитерских изделий. Но когда с руководителем начали готовиться к кандидатской, поняли, что в Кузбассе не закрыт пласт вкусной и натуральной карамели для диабетического питания. Тогда пришла идея производить растительные экстракты яблока, мята, яблока и апельсина и вносить в них сахарозаменитель, которым стал изомальт – самый оптимальный вариант по степени сладости и другим полезным качествам. Но в процессе ощутили нехватку нужного оборудования – более питательный продукт создать не удавалось. Я вышла из ситуации – придумала, что можно растопить сухое молоко в изомальте. Начался процесс подбора оптимальных рецептур. В пробах принимали участие друзья, коллеги, фермеры, руководители предприятий, где я создавала первые промышленные партии – это было важное условие для защиты диссертации. Когда выбор был сделан, в рецептуру добавили полезные для кишечника лактобактерии и начали изучать процесс производства такой карамели.

Долог ли путь до кандидата наук? Какие этапы для этого необходимо пройти?

— К этому я шла 11 лет, из которых 5 училась на специалитете на инженера-технолога. Далее по причине того, что надо было продолжать выступать за институт, пошла в аспирантуру и магистратуру, которую заканчивала уже в качестве кандидата наук. Сама диссертация писалась года два, но это был долгий этап. Несколько раз был полнейший тупик: не понимаешь, в какую сторону двигаться и как именно развивать науку. Начинаешь поиски – появляются новые вопросы. Переписывала работу в итоге раза четыре.

Что тебе дала ученая степень?

— Преподавать в вузе и чувствовать себя здесь уверенно – это и есть большое преимущество ученой степени. Опять же это и в некотором смысле самоудовлетворение – ты одна из тех, кто прошел сложный путь и вышел победителем.  

Дорого ли сегодня быть кандидатом наук?

— Нет ничего бесплатного. Все исследования проводятся за счет тебя. Приглашаешь людей, благодаришь их за то, что они приехали из других городов. Все исследования, которые ты предоставляешь, также стоят денег. Не всегда у нас есть необходимое оборудование — приходится недостающие данные заказывать в других лицензированных лабораториях. Из всего этого складывается приличный финансовый пласт.

А стипендия полагается?

— Для кандидата наук – нет, но для аспиранта полагается. Составляет она примерно 10 тысяч рублей. По правилам кандидатская как раз и пишется во время обучения в аспирантуре.

Какой этап будет следующим в твоей научной жизни?

— Определенно это докторская диссертация, работа над которой уже началась: ищем тему с научным руководителем, думаем, какую глобальную проблему можно решить на нашем уровне.

Может ли наука помочь в начинании какого-либо тематического бизнеса? Сама планируешь открыть свое дело?

— Конечным итогом диссертации является готовый продукт – в моем случае карамель. Все документы, по которым ее можно производить, есть на руках. Пробные партии оказались очень даже успешными. Частные инвесторы были заинтересованы вкладывать в товар деньги, но пока меня это направление не интересует. Меня не тянет в бизнес – в этом проблема. Лучше напишу докторскую, чем открою свое дело. А там посмотрим.

Ты – молодой преподаватель КемГУ. Сложно ли работать со студентами?

— В любом деле важно любить то, что ты делаешь. Студенты разные: мальчики смотрят с заигрыванием, где-то с хитринкой. Девочки больше относятся настороженно. Бывают курьёзные случаи, когда ребята не знают меня и, встречая в коридоре, кидают шутки в мой адрес. Понимаешь, с кем можно быть серьезными, а с кем – наоборот. Главное знать меру, чтобы не было недопониманий. Не думаю, что мои студенты огорчаются, что я у них преподаю. У нас сложные предметы, на которых необходима фокусировка внимания: проектирование оборудования предприятий пищевой промышленности и проектирование процессов и аппаратов. Эти дисциплины не специфичны для девушек, что мне как раз и нравится.  

Что хорошего ждет тебя в ближайшем году?

— Надеюсь, что меня все хорошее ждет в 2022-ом. Текущий год подарил много как хороших, таких и плохих эмоций. Теперь хочется стабильности. Я жду победу на всероссийских соревнованиях, рождения темы докторской, повышения по служебной лестнице. Надеюсь, что в следующем году уже получу свой диплом кандидата наук – он еще до меня не добрался. В общем, пусть все будет хорошо!