Пока одни люди только представляют в голове какой-то образ, другие переносят его на холст. Порой смотришь на картину и не понимаешь, как такое возможно нарисовать. А потом поражаешься той красоте, которая получается в итоге.
Юлия Кикоть — член Союза художников России и педагог в детской изостудии «Зазеркалье» при Новосибирском государственном художественном музее. Она внесла большой вклад в развитие современного искусства, что подтверждают различные грамоты и награды. И сегодня участница российских и международных выставок рассказала об узнаваемых направлениях, картине для ЖК «Парковый» и собственном стиле.
Юлия, почему именно художественное искусство?
— Сколько себя помню, я всегда рисовала. Лет с трёх точно. Рисовала на стенах, диване и куклах, фотографиях и документах — на всем. Придумывала разные конструкции. Уже в более взрослом возрасте вырезала из бумаги домики, куколок и всё это соединяла, лепила, приклеивала. В 7 или 8 лет я пошла в изостудию при Дворце пионеров. Мы занимались макетированием и архитектурными зарисовками.
Какое у вас образование?
— Я поступила в академическую детскую художественную школу, а еще позже — в Новоалтайское государственное художественное училище, которое считалось одним из ведущих профессиональных образовательных учреждений наряду с Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академией, Пензенским художественным училищем и Алтайским краевым колледжем культуры и искусств. Нас учили только академики — совершенно потрясающие и великие педагоги.
Мы по 50-70 набросков делали в день: буквально все время рисовали. Потом из этих 50 выбирали 2 лучших, остальное можно было сжигать.
— Для спортсмена фундамент — это нагрузки и хороший тренер, а для нас таким фундаментом было академическое образование и прекрасные педагоги. Нам преподавали историю искусств, материаловедение, скульптуру — полный спектр дисциплин.
Может ли художественное образование ограничивать свободу автора?
— Творчество нельзя отделить от образования — творчество и абсолютная свобода вырастают только на мощном фундаменте. Не зная азбуки, нельзя стать писателем. Без знания элементарного построения, перспективы, цветоведения нельзя создать произведение искусства. Рисуя что-то, ты постоянно анализируешь, работаешь головой. В этом и заключается разница между любительской работой и профессиональной.
Какие техники вы используете?
— Как лаборант, я использую абсолютно все, что модно и современно — акрилы и пасты. Все это нужно изучать так же, как компьютерные технологии и различные программы. Это неотъемлемая часть искусства и большой практики.
А какие темы чаще всего встречаются в творчестве?
— В моем искусстве пять узнаваемых направлений: этническая тема — символизм и знаки, горный Алтай, Петербург, Серебряный век и животные. Сейчас я в большей степени развиваю тему духовности и символизма в работах.
Вы однажды сказали, что у вас нет определенной ниши в творчестве. Но при этом картины всегда узнаваемы. Это определенный почерк и стиль? Расскажите о нем.
— Будучи членом Союза художников России, я сделала весомый вклад в развитие искусства страны. Занимаю определённую нишу как художник-педагог, который пишет акрилом и использует интересные авторские техники.
Сколько на сегодняшний день у вас картин?
— Больше 3 тысяч, которые я помню. Какие-то ушли — они были быстротечными.
Какая самая запоминающаяся?
— Когда падали башни-близнецы, я писала символьную работу «Заклание агнца Божьего». Прямо со слезами на глазах, смотря в телевизор. Конечно, я рефлексирую над тем, что происходит в мире. У меня есть большие серии «Я видела войну», «Еврокомпас», портреты великих людей. Гайдая, например.
Однажды по заказу банка «Открытие» вы нарисовали картину жилого комплекса «Парковый». Как это было?
— Очень интересный и неожиданный был заказ. Можно сравнить его с закреплением времени на холсте: что-то происходит, и ты это отпечатываешь. Привязка к месту — всегда интересно и вызывает множество вопросов.
Это была сложная работа? Сколько времени на нее ушло?
— Не сложная, но интересная и весёлая, потому что яркая цветовая гамма и такое ощущение, что ты нужна людям. Это светлый миг, потому что люди получают квартиры, это изображение момента счастья на холсте. На картину ушло около недели, потому что работа была достаточно кропотливая: нулевой кисточкой, с пропиской в три слоя, с различными эффектами. Вместе с оформлением потратила недели полторы.
Как бы вы описали художественный процесс?
— Он обыкновенный. Я — преподаватель в детской студии. Нужно сначала зарядить детей, потом от них заряжаешься сам. Ты всё время в состоянии тонуса находишься — показываешь, как работает кисть, как смешиваются краски, какие-то приемы. Это очень хорошо.
Назовите свой топ художников России и мира.
— Мне нравится Даши Намдаков — скульптор, который изображает стихии ветра или воздуха. Люблю питерских молодых художников, которые выставляются в «Эрарте», и сам этот музей. Из классиков выделю Пикассо и в целом испанскую живопись. Она продвинутая и новаторская. Из русских авторов нравится Коржев, Мыльников, Моисеенко, Дейнека, «суровый стиль» живописи. Из современников я бы отметила Ковалева и Шадрину-Шестакову из Новосибирска. Из совсем юных – Романовская и Кузнецов. Их очень-очень много, можно перечислять бесконечно.
Вам снятся сны? Было ли такое, что вы решили реализовать на холсте то, что приснилось?
— Да, конечно, как и все остальные люди, я вижу сны: веселые и всякие разные. И да, я рисовала их на холсте. Это любопытно для всех художников.
Что хорошего ждет вас в будущем?
— Выставки — это путь к себе, когда ты пишешь независимо от того, нравится ли это окружающим. Тогда и наступает абсолютнейшая свобода. А еще — новые материалы и технологии.