Кемеровские радийщики рассказали об особенностях своей профессии

Сегодня отмечается День радио. Именно 7 мая 1895 года физик и инженер Александр Попов презентовал первую в мире беспроводную приемо-передающую радиосистему для связи на расстоянии.

Накануне праздника мы поговорили с известными кемеровскими радийщиками прошлого и настоящего. Они вспомнили яркие моменты с эфиров и рассказали, как радио изменило их жизнь.

Марина Тропина:

«На радио я работаю, страшно сказать, с 2004 года. Были и перерывы – оставляла эту деятельность по ряду причин, но снова возвращалась. Продолжаю на нем работать и сейчас.

Сегодня есть такое модное слово конвергентность, когда радиоведущие работают на ТВ и наоборот. Нет такого, как было раньше: ты слышишь только голос, представляешь себе человека и не видишь его. И потом получается несовпадение: мы думали, что вы совсем другой. А сегодня можно спокойно знакомиться, общаться.

Мне нравится, что ведущий перестал быть исключительно развлекательной куклой, которая «надевает» на себя улыбку, позитив. Это живой человек. Он должен быть умным, образованным, насмотренным, начитанным. И здесь не только русская классика: это и мемы, чтобы понимать контекст эпохи. Слушатель всегда понимает, кто в эфире.

Если у ведущего нет чего-то в голове и в душе, то это подставка под микрофон. Да, грубовато звучит, но так и есть. Сейчас идет много разговоров об этичности развлекательного контента. Я считаю, что он необходим. Ведь если кто-то улыбнулся и отвлекся – это очень хорошо. Мы очень рады, что нам звонят и пишут слушатели. Мы с Татьяной Долгополовой ведем утреннее шоу «Кофеварка». Нам очень радостно, что люди говорят: «С вами очень хорошо начинать день». Кто-то нас не принимает, и это нормально. Но многие с нами, и мы очень даже взволнованы, что помогаем кузбассовцам, насколько это возможно.

Конечно, все радийные эпохи, коллеги, программы и форматы, с которыми я была связана в разное время, мне очень дороги. Они сформировали меня, и я надеюсь, что процесс продолжится!»

Кира Перегудова:

«Радио очень серьезно и надолго вошло в мою жизнь еще на втором курсе института, когда предложили писать курсовую на эту тему. Затем и дипломная работа также была посвящена радио, и преддипломная практика. После была работа на информационных и развлекательных станциях.

22 года моей жизни были целиком и полностью связаны с радио. Оно же помогло мне познакомиться с моим будущим мужем. Услышав как-то имя и фамилию в эфире одной из станций, он написал мне в соцсетях. Так и продолжили общаться, чуть позже поженились.

Поэтому могу с уверенностью сказать, что радио полностью стало частью моей жизни и полностью сформировало мою судьбу. Это своего рода магия, стихия, которая затягивает и притягивает. Это живой организм, который живет по своим жанрам и законам».

Ольга Шарапова:

«У меня была мечта – стать радиоведущей. В свое время, когда я приехала в Кемерово и поступила в институт культуры, ночами слушала радио. Оно меня спасало от одиночества, насыщало мое внутреннее состояние не просто информацией, а давало внутренний задор. И это давало много возможностей двигаться вперед.

Радио – это не только информативный и просветительский формат. Это эмоции и настроение, возможность соприкасаться с чем-то или с кем-то посредством радиоволн.

В 2007 году я пришла на кастинг. Помню внутреннее состояние счастья и тревоги. Было странно слушать свой голос со стороны, интонировать. Потом случился первый выход в эфир в рамках программы по заявкам, у микрофона были с коллегой. Я тогда назвала почему-то его фамилию, а не свою. Смеялись долго, но легко выпутались из той ситуации. Поняла тогда, что у радио много законов. И один из самых главных – грамотная импровизация, возможность быстро повернуть ситуацию.

Проводили разные конкурсы с радиослушателями, которые становятся родными. Как и мы для них. Ведь вместе каждое утро и каждый вечер. Есть любители определенного формата и определенной станции, которые всегда на связи. Они поддерживали и поддерживают.

Моя жизнь кардинально поменялась. Радио – это мир, который в себя впускает или закрывает двери сразу. Если ты вошел в это состояние, если тебя приняли, то ты в этом будешь жить до конца. Эта работа приносит тебе радость. Ты начинаешь грамотно и вкусно говорить, держишь марку, иначе воспринимаешь мир, становишься более любопытным. Это дает возможность тебе жить дальше насыщенной и классной жизнью. Радио – всегда движение вперед!»

Михаил Мастеров:

«За почти 5 лет в индустрии радио я испытал и увидел многое, познакомился с людьми разного уровня известности, опробовал на себе все грани ведущего. Наблюдал сорванные эфиры, общался со знаменитостями, пытался сдержать истерический смех во время серьезного выпуска новостей. Так вышло, что ярче всего запоминаются истории со звездочкой. Сложные, необычные или комичные ситуации, редкие даже в среде радиоведения.

В одну из таких я попал во время очередного вечернего эфира в формате «стола заказов». Любой слушатель мог позвонить на студию и передать кому-нибудь свое послание с помощью ведущего или самостоятельно, если диджей соглашался выпускать его в прямой эфир. В таких случаях нужно быть готовым «резать» канал, чтобы не допустить во всеуслышание плохих вещей. Но в этот раз самое интересное творилось «за кулисами», когда эфир занимала музыка.

Одинокая женщина из кузбасской глубинки коротала вечер одна. Компанию ей составлял лишь радиоприемник, где музыка сменялась голосом ведущего, который призывал к общению и диктовал номер. В этот момент она решила, что нашла себе собеседника по душе. Набрав номер студии и услышав мой голос, женщина завела беседу о тягостных мучениях холодного одиночества. Как оказалось, попадать в прямой эфир и передавать приветы ей не хотелось, она намеревалась получить другое внимание.

Весь последующий час работы я принимал звонки только от неё. В студии стоял стационарный телефон без определителя номера, поэтому мне приходилось проговаривать вежливое приветствие всякий раз, когда я снимал трубку. В результате эфир по своей сути был парализован, а мои уговоры и попытки прекратить звонки не помогали. Даже временное перекрытие линии связи не унимало её тягу. Она требовала мой личный номер, адрес. Я в свою очередь против воли узнал всё о её жизни, быте, увлечениях и прочих предпочтениях.

Такие люди появляются внезапно и начинают штурмовать радиоэфир по самым разным соображениям. Кто-то хочет удивить друзей, кто-то хочет таким образом повысить свою известность, а кого-то подталкивают к телефону эмоции. Эти люди создавали сложные, необычные или комичные ситуации, которые делают работу на радио такой запоминающейся».

Ника Притупова:

«Бывших радийщиков не бывает. В последний раз сидела в прямом эфире в роли ведущего в феврале 2016 года. И до сих пор меня узнают. А если и не узнают, то всегда интересуются: «Откуда такое звучание голоса?». Убеждена, что важно не только как говорить, но и что.

У работников радио отличная реакция на происходящее вокруг. Многое нужно держать во внимании, особенно в прямом эфире, когда и микрофон, и пульт, и плейлист необходимо переключать. Все навыки со мной. Если есть возможность прочитать голосовое сообщение в мессенджерах, я их читаю. Сама редко записываю голосовые сообщения.

Закончила школу актёра дубляжа и озвучивания, и это уже совсем другое: на радио ты говоришь от себя, а не за кого-то. 

Яркими событиями была наполнена вся радиожизнь, все восемь лет прямых и записных эфиров с утра и до вечера».

Константин Вараксин:

«На радио я мечтал работать задолго до того, как пришел туда на стажировку в 2004 году. Пройдя путь от стажера до полноценного ведущего программ в прямом эфире, я стал ещё и более уверенно работать на открытых площадках. Этому поспособствовали мои руководители и наставники: Сергей Белов (Щеглов) и Тимофей Галаганов.

Благодаря этому искусству и этим людям я связал два своих увлечения: работу ведущего мероприятий и мотоциклы. Так я стал вести мотофестивали и спортивные события Кузбасса и Красноярского края.

Спасибо радио и коллегам, которые были со мной, за возможность воплотить мечту!»

Михаил Захаров:

«Я полюбил радио (теперь я понимаю, что по-другому и быть не могло) значительно раньше того дня, когда впервые вошел в студию.

Радио резко и без подготовки раздвинуло границы мира, окружающего меня. Ощущение, что жизнь не ограничивается кругом твоей семьи и друзей, городом и даже регионом подарил именно непрерывный звук из наушников моего плеера. Тогда, я помню, и появилось желание быть частью команды, которая ежедневно работает в эфире. Он казался волшебным, фантастическим.

Сегодня, спустя много лет, нет уже той «дрожи», когда слушаю радио, но ведь слушаю и по сей день.

Мне повезло: так или иначе, долго или не очень, но я проработал на пяти радиостанциях. Выполняя, казалось бы, разные задачи, но всегда делая одно дело. Командная работа – одно из основных качеств радийщиков. Говорю только из своего опыта. Без командной работы не будет результата, и в тот самый эфир польётся белый шум, что в этом деле считается просто браком.

А ещё всегда считал, что радио сложно обмануть. Можно написать себе красивый умный текст, который на листе будет выглядеть прекрасно, но в эфире, когда ты читаешь его, всё будет далеко от совершенства. Тебя выдаст интонация голоса. Наверное, поэтому в радиоэфире задерживаются только те, кто искренне верят в то, что говорят. Когда-то диктор Кузбасса Юрий Михайлович Усольцев сказал мне, что радио отсекает лишнее, и я сегодня полностью с ним согласен.

Не помню, чтобы кто-то приходил на радио за высокой оплатой труда. В памяти те, для кого это – неотъемлемая часть жизни. Со многими общаюсь и сегодня. И из тех, с кем когда-то трудился на радиостанциях, лишь немногие сегодня выходят в эфир.

Кому-то радио подарило уверенность, для другого открыла новые горизонты. Для меня это история о том, что нет ничего невозможного. Однажды мне было сказано: «Вам никогда не стоит работать на радио». В итоге я суммарно отдал этому ремеслу более 10 лет. На различных позициях, чтобы изучить всю технологию производства: от включения компьютера корреспондента до кнопки «
on air». И однажды я ушел из этой профессии. Но радио до сих пор со мной, и оно уходить уж точно не собирается».

Ольга Кузнецова:

«Впервые на радио я пришла в 2010 году. Очень хорошо помню, что была на костылях после операции на колене. И, видимо, вызывала в большей степени жалость, чем уверенность в том, что я могу быть ведущей. В 2011-м было повеселее: я попала на стажировку на одну из радиостанций медиахолдинга. Чуть позже в моей жизни появилась другая станция, где я «осела» на некоторое время, работая параллельно с ТВ.

Получала опыт, тренировалась и так далее. Это особый мир, ни с чем не сравнимое удовольствие — прямой эфир, гости в студии. А с бывшими коллегами мы до сих пор дружим.

Радио меняет жизнь! Опыт, полученный там, помогает мне и сегодня. Я по-прежнему прихожу на радио в рамках работы в театре, но уже не в качестве ведущей, а в качестве гостя эфира или привожу на эфир артистов. И чувствую себя в студии максимально комфортно.

Кстати, летом мы планируем записывать театральный аудиоподкаст. И тут — снова! — пригодятся навыки, которые я получила во время работы на радио. Увидим, точнее, услышим, что получится.

С праздником!