В жизни немало запоминающихся моментов, но самые значимые можно пересчитать по пальцам. Это, например, свадьба, корпоратив или открытие собственного бизнеса, о котором сразу хочется рассказать большому числу людей. Сохранить любое из этих событий поможет художественный фильм.
Созданием креативного контента уже много лет занимается Алексей Камалдинов — видеооператор, сценарист и режиссер монтажа в одном лице. В нашем эксклюзивном интервью он рассказал об уровне видеопроизводства в Кузбассе, значении сценариев и своем отношении к российским фильмам.
Какой последний фильм тебя впечатлил?
— Отмечу ленту «Чемпион мира» с Константином Хабенским. Вообще я отечественные фильмы смотрю редко, потому что порой они разочаровывают. Бывает, что актеры переигрывают, происходит спад интереса. А здесь сидел и ждал, что вот-вот что-то пойдет не по-настоящему. В итоге фильм держал в напряжении до самого конца. Или я не заметил недочетов, или настроение такое было – в любом случае кино очень понравилось.
А что из иностранного выделишь?
— Не из последнего если, то конечно же «Интерстеллар» и «Довод» Кристофера Нолана. Одним же из первых почетных фильмов стал «Терминатор 2». Такие ленты целостны, в них все прекрасно. После просмотра кино его история остается с тобой надолго.
Ты смотришь фильмы больше с позиции обычного зрителя или профессионала?
— Хорошее кино всегда смотрится в расслабленном состоянии. Если я погружаюсь в историю, забываю обращать внимание на погрешности в плане съемки, монтажа, игры актеров, осветительных приборов или движения камеры, то становлюсь обычным зрителем. Когда я начинаю сопереживать героям, верить и чувствовать — для меня это хорошее кино.
Как ты начал заниматься кино- и в целом видеопроизводством?
— Я не занимаюсь кино как таковым, потому что пока мне нечего сказать этому миру. То, что сделал, уже было сказано ранее другими. Чем я занимаюсь сейчас — это коммерческое видеопроизводство. Но буквально недавно появилось желание написать книгу. Это один из первых шагов для того, чтобы выразить себя. О чем она будет – сказать пока не могу.
Опиши вкратце, чем ты занимаешься.
— Я оставляю память о людях, событиях, моментах и продуктах. Для меня важно оставить то мгновение, в котором мы можем красиво запечатлеть эмоции людей, значимые слова и смысл. И для этого не всегда нужна масштабная динамическая съемка – порой хватает снять портрет человека.
Когда ты впервые взял в руки камеру?
— Еще в детстве был фотоаппарат, тогда и начал снимать. Мы с отцом проявляли пленку. В те времена еще проектор светил на специальную бумагу. И через белый лист происходило волшебство — картинка проявлялась на твоих глазах. Тогда можно было решать, насколько плотно будет экспонирована фотография, будет ли она легкой или тяжелой. Сейчас то же самое, но в цифре – атмосфера создается при монтаже и цветокоррекции. Иногда люди просто не узнают те места, где были на мероприятии — им кажется, что не было настолько красиво, как на видео или фотографии.
Тогда волшебства была больше, чем сейчас?
— Насмотренности в детстве было куда меньше, поэтому и волшебство казалось большим. Когда проявляешь первую пленку – это просто какая-то магия. У профессионалов со временем то, что раньше казалось прекрасным, видится обычным – это профдеформация. Людям со стороны все нравится, они в восторге, а нам все сложней удивлять самого себя. Чем больше занимаешься видеопроизводством, тем меньше этого волшебства, сейчас каждый новый проект должен быть сложнее, многограннее, масштабнее и значимее.
В детстве ты фотографировал. А когда у тебя появилась первая видеокамера?
— Во время учебы в ВУЗе, то есть лет 20 назад. Сначала фотографировал мероприятия, потом решил снимать их на видео. Сначала это были свадьбы – с них начинает 90 процентов начинающих операторов, как мне кажется. Сегодня их снимаю реже – только по знакомству.
Проходил курсы или учился мастерству самостоятельно?
— Считаю, что курсы берут ленивые люди или те, у кого нет времени разбираться глубоко и им нужен быстрый старт. Все сейчас доступно на том же ютубе и в специальной литературе. По причине того, что курсы длятся недолго (обычно – от пары дней до месяца), немного поверхностно погружаешься в процесс. Когда сам доходишь до результата – видишь все подводные камни. Платное обучение создают такие же люди, как мы — просто они что-то раньше остальных поняли.
Какой уровень видепроизводства сегодня в Кузбассе?
— Сейчас появляются все больше ребят, показывающих хорошее качество, большую насмотренность и лучшую современную картинку. Уровень сильно вырос по сравнению с тем временем, когда я начинал. Тогда я одним из первых внедрил съемку видео на зеркальный фотоаппарат (тогда это был Canon 500d), использование квадрокоптера, механических и электронных стэдикамов. Мою деятельность развивало стремление внести в отрасль что-то свежее, новое.
Оно сегодня востребовано?
— Достаточно. Другое дело, что качество падает, потому что снимается многое на телефон быстро и бездумно, но это все в угоду времени, когда нужен быстрый результат для продвижения продукта. Мне всегда хочется делать контент, который оставит след в истории.
Действительно ли ты можешь сделать всю работу сам – от принятия заказа до готового продукта? И есть ли люди, которые тебе помогают?
— Я — человек полного цикла, который может договориться, узнать потребности клиента, предложить идею, составить сценарий, сделать раскадровку, подобрать локацию и персонажей, подумать над освещением, снять, смонитировать, подобрать музыкальное сопровождение. С 3D-графикой только не работаю: если делать хорошо, то надо этим постоянно заниматься. Уровень моего вовлечения зависит от проекта – в некоторых необходима большая команда, и я беру, например, функции продюсирования. Хорошая команда может сделать проект быстрее и качественнее.
Сценарий – важная составляющая для успешного ролика?
— Как и все остальное. Если у тебя задачи по сценарию, съемке и монтажу, то каждый процесс – это равная доля готового продукта. Посуди сам: плохо составленный сценарий упрощает фильм, неудачная съемка – также. И наоборот. Все составляющие должны выполняться качественно.
Дорого ли стоят твои услуги?
— Мне кажется, что цифры мы не сможем расписать. Один и тот же ролик можно снять с разными бюджетами: как за 10 000, так и за 500 000 рублей. Другое дело, что в первом случае это будет 30-секундный клип (или серия роликов) для сетей, а во втором — документальный фильм. Цена зависит от объема работы, числа участников проекта и других факторов. Есть проекты, которые на начальном этапе стоят дороже, а после идут по накатанной – с фиксированной оплатой.
Ты создаешь собственную студию. Почему ты решил ее открыть?
— Потому что здесь живу, потому что не хватает площадок с открытым доступом, которые нацелены именно на видеопроизводство, и возможностей для реализации задумок. Помимо того, что самому для работы она необходима, студия еще может быть универсальной как для видео, так и для фотосъемки. Хочется развивать именно видеосреду, повышать уровень профессионалов в регионе и качество продукта. Есть мнение, что в Москве можно сделать все, а в регионах – ничего, пора менять этот вектор. Есть примеры, когда фильм был снят в глубинке и после показан на федеральном уровне. Ничто не мешает в Кузбассе делать подобное.
Что необходимо для старта?
— Нужно понять потребности города, профессионалов и ответить на огромное количество вопросов: «Для кого? Для чего?». Этапы создания зависят от разных факторов: денежных вливаний, скорости строительства, востребованности и так далее. Все зависит от возможностей и желаний. Если говорить про простую студию — для начала достаточно комнаты, где ты живешь. Единственное, что нужно купить, например, бумажный фон для съемки. Стартовать любой может уже сейчас, главное — желание, если говорить про молодых горящих ребят.
Можешь выделить какую-то одну свою работу? Самую успешную и лучшую.
— Скорее нет. Я не ставлю в пример идеала свои видео, потому что понимаю, что всегда можно сделать лучше, каждый ролик решает определенные задачи в заданных рамках. Единственное – можно выделить разные проекты по значимости, например это фильм к открытию международных зимних видов спорта «Дети Азии 2023», который мы сняли в этом году.
У тебя есть домашний архив? Снимаешь семейное видео?
— Как говорится, лучшая камера – та, что всегда с собой. Поэтому ношу с собой помимо телефона мобильную камеру с электронным стабилизатором, когда идем куда-нибудь с семьей, с детьми. Да, я снимаю, собираю материалы. Его немного – хочу больше. Если говорить про заказы – бывают и такие семейные фильмы, но стараюсь добавлять в них какую-то историю вместо простой нарезки красивых кадров.
Что хорошего ждет тебя в 2022 году?
— Хочется, чтобы все запланированное сбылось. В этом году буду максимально продвигать студию, закрывать потребности людей, кому буду полезен. Надеюсь, что профессионалы и любители найдут в студии то, чего не смогли найти где-то еще, почувствуют атмосферу нового. Жизнь – движение. Есть направление, куда мы активно движемся. В моем случае помимо текущего видеопроизводства это развитие студии.
Иван Крамер