RAW-кондитер Татьяна Комина «Еще не все понимают, что сладости можно делать из ягод и фруктов»

Как много мы знаем о десертах? Это что-то аппетитное и вкусное, калорийное и не очень полезное. Но такими определениями можно «наградить» пирожные и торты из магазинов и кондитерских, к которым мы привыкли. С детства нам говорили, что нельзя их есть в большом количестве, они влияют на набор веса и в целом на здоровье. Но прогресс идет вперед. Теперь есть сладости, которые создаются без сахара и растительных жиров. И это уже составляющая правильного питания. 

О сравнении с классическими десертами, детской аллергии и начале предпринимательского пути – в интервью с Татьяной Коминой.

Вы увлекаетесь приготовлением десертов с детства. Какие эксперименты вспомните?

– Все началось с обычного печенья из муки и сахара, которое я стряпала дома и у бабушки. Они были полосатыми, круглыми, квадратными. Мне тогда было примерно 12 лет. Очень вкусно получалось. Смотрела на маму, училась у нее. Доказывала, что тоже могу и умею. Меня хвалили. А после этого всегда начинаешь делать еще больше и лучше. Еще всегда под рукой была записная книжка бабушки с рецептами. Она заменяла сегодняшние кулинарные блоги и передачи.

А когда появились предпосылки к здоровому питанию?

– Со временем стала готовить домашние сладкие пироги, например, морковные и тыквенные, то есть априори полезные. Значения особого тогда не придавала правильной пище, но предпосылки были.

На кого вы пошли учиться?

– Двоюродная сестра начала делать торты на заказ и обучилась на кондитера. Поняла, что и мне это интересно. Было важно пойти по тем же стопам – загорелась этой идеей. Нравилось создавать вкусные произведения из крема и бисквита. Поэтому отучилась в лицее №49, получила красный диплом. Потом были техникум пищевой промышленности, КемТИПП.

Когда умение готовить стало приносить прибыль?

– Важно, что торты я не прекращала делать в принципе, как только научилась. Пусть для себя, пусть не на продажу, но этот процесс как запустился, так и идет. Сначала работала в найме в только открывшейся на тот момент кондитерской. Успела потрудиться на хлебзаводе, в магазине продавцом. Ушла в декрет, делала десерты дома.

Кому продавали свои первые домашние сладости?

– «Одноклассники» в помощь, с них все и началось (улыбается). Жила тогда в Топках. Выкладывала просто фотографии продукции. Первые заказы стали поступать именно с этого города. Писали ребята, с которым вместе учились, работали, гуляли. То есть в основном знакомые. Нельзя сказать, что поначалу были большие деньги – «прилетало» лишь несколько заказов в месяц. Потом уже стала всерьез задумываться о более массовом производстве в домашних условиях, чтобы увеличить количество клиентов.

В общем, поняли, что нужно что-то менять.

– Именно. Хотела сделать что-то необычное и эксклюзивное в кондитерской сфере. Было скучно смотреть на простые торты. Узнала, что появились raw-десерты, которые готовятся без выпечки.  Сидела на больничном после травмы и пробовала создавать эти сладости на заказ. Сначала были пробные партии для друзей и близких. Было потрачено много средств и сил. Оно того стоило.

Дорого было начинать?

– Для нормального оборудования нужно отдать примерно 70 тысяч рублей. Это три блендера, специальная морозильная камера и некоторые мелочи. Дорогое и само сырье. Орехи, ягоды, сухофрукты, суперфуды – это продукты недешевого сегмента.

Почему именно такие десерты?

– У меня есть знакомая с аллергией на пшеничную муку и орехи. То есть она не могла нормально поесть сладкого. Я и хотела исключить такие моменты, чтобы люди с подобным недугом имели возможность также наслаждаться вкусными пирожными. Высокая потребность этих десертов и у родителей детей, которым категорически нельзя сахар, муку, жиросодержащие и молочные продукты. Нельзя же оставлять ребенка на день рождения без торта, что же делать? Мои сладости решают проблему. У меня есть то, что полезно и вкусно всем. Мой племянник в 7 месяцев впервые попробовал десерт. Никакой сыпи и прочих признаков. Поняла, что и с полугода можно угощать малыша подобной едой, но только с чистым составом.

Чем ПП-десерты отличаются на вкус от классических?

– Если во втором случае ты просто чувствуешь сладость, то в raw-десерте – настоящий насыщенный вкус облепихи, смородины и жимолости без искусственных добавок. Вместо сахара использую сироп топинамбура, который разрешен практическим всем людям. Если в «классике» для сохранения объема используется пшеничная мука, то в моем случае – кокосовое масло. Именно поэтому такие сладости хранятся в холодильнике.  

Как общество сегодня относится к правильному питанию?

– В основном люди на него переходят, если у них есть какое-то заболевание или сильное обострение аллергии. Для восстановления и поддержания здоровья также начинают правильно питаться. На одних орехах не просидишь, нужно ведь добавлять к жизни яркости. А еще полезные десерты класса люкс – это возможность подарить человеку что-то необычное.

Какая цена у ваших тортов?

– Килограмм продукта выйдет примерно в 2300 рублей.

А сколько времени нужно на его изготовление?

– Готовится он сутки. Сначала собирается основа, мусс. Потом торт проходит определенную стадию охлаждения, и только на следующие сутки я начинаю с ним работать. Главное, что десерты не выпекаются, поэтому несут в себе все полезные свойства, макро- и микроэлементы. Для большей пользы использую также пророщенную зеленую гречку.

Есть ли жизнь у raw-десертов?

– Конечно! Вчера проходила мимо небольшого кафе, где была вывеска «Десерты ПП». Оказалось, что у них под этим сочетанием подразумеваются протеиновые батончики. Но это уже положительная динамика. В любом случае идет привлечение внимания посетителей таким способом. В Кузбассе еще не все понимают, что сладости можно делать из ягод и фруктов – не распространено пока направление здорового питания. Знаю лишь нескольких человек, которые также ведут аналогичный бизнес дома.

Что хорошего ждет вас в будущем?

– Вместе с основательницей кафе «Сила мира», где представлена моя продукция, хотим показать всем, что десерты могут быть полезными. Хочется процветания подобных продуктов, чтобы о них больше говорили. Процесс помаленьку запускается. Уже через год будет больше осознанных людей, которые перейдут к правильному питанию. Со временем мы все придем к тому, что в сладостях будет нравится вкус фруктов и ягод, а не сахара.

Иван Крамер