«Спорт плавно вошел в мою жизнь»
У меня не было выбора, заниматься спортом или нет. Отец был чемпионом Европы по стипль-чезу (беге на 3000 метров с препятствиями), мама занималась многоборьем. Папа стал тренером после завершения карьеры. Именно поэтому я, скорее всего, начала ходить на беговой дорожке (смеется). Наверное, меня принесли из роддома, положили на беговое полотно, и я пошла. Помню себя всю жизнь на стадионе или в манеже. Спорт плавно вошел в мою жизнь. С детство активно бегала, а уже в подростковом возрасте сменила это легкоатлетическое направление на многоборье. Видимо, режим многозадачности привлек меня еще в юности. Классно, когда ты умел сразу и хорошо бегать, и прыгать, и метать копье. Соревнования всегда были захватывающими и в удовольствие.
Сначала я поступила в наш политех. Поняла, что совмещать учебу со спортом здесь будет тяжело. Поэтому пошла на заочное отделение в КемГУ на факультет физкультуры и спорта. На втором курсе меня пригласили в сборную Москвы в качестве действующей многоборки. Жила год там, выступала за команду России. После победы в зимнем чемпионате страны вернулась в Кемерово на экзамен, поскользнулась на льду и упала, получив растяжение голеностопа. Тот летний сезон был олимпийским – шел отбор на Игры 2000 года в Сиднее. Я его провалила.
«Уметь что-то делать самому и учить других – разные вещи»
Встал выбор: заканчивать спортивную карьеру или дальше биться за достижения, уезжать из Москвы или оставаться. В тот период времени в столице стали открываться фитнес-клубы, и уже работал «World Class» — один из первых в стране. Я пошла на собеседование в один из фитнес-клубов того времени пытать удачу. Стало понятно, что не смогу сразу быть тренером, хоть и за плечами большая профессиональная карьера. Уметь что-то делать самому и учить других – разные вещи. Работала администратором и параллельно училась на тренера. Через месяцев пять мне предложили совместительство с должностью специалиста по продажам. Через год официально стала тренером, после чего ушла в более премиальный клуб супервайзером. Руководители стали развивать свою сеть, и я участвовала в открытии новых точек и наборе персонала.
В 2005 году один из инвесторов Кемерова хотел открыть свой фитнес-клуб. Начались переговоры, после которых в 2006-ом решила вернуться в столицу Кузбасса, чтобы строить тренажерный зал. Через два года в ТЦ «Панорама» открылась «Спарта». Успешная работа в нем длилась до 2014 года до известного происшествия в «Панораме». К счастью, мне тогда удалось выплатить сотрудникам всю зарплату и вернуть клиентам 85 % от стоимости клубных карт.
Новым этапом карьеры стал фитнес-зал «Малибу», который позже взяла в управлении вместе со всем банным комплексом «Бодрость». Я являюсь консультантом по стратегическому развитию. Помогаю развиваться, совершенствовать все направления: «Малибу», общественные и номерные бани «Бодрость», кафе и салон красоты «Морошка». Везде есть свой управляющий, а я «руковожу» процессами сверху.
«У нас ярко выраженный сезонный бизнес»
В 2020 году с началом новой коронавирусной инфекции я весь комплекс «законсервировала». Мы были закрыты достаточно долго. В период затишья у меня произошел кризис управления. Думала о возможность что-то поменять, открыть свое дело. Параллельно с этими мыслями помогала открывать ледовый дворец «Кузбасс». Запускала несколько его секторов. С ноября 2021 года вернулась в «Бодрость» снова.
То, что видно по цифрам посещения тренажерного зала сегодня, нельзя коррелировать только с пандемией. Изначально был бум: люди соскучились, начали появляться во всех секторах бизнеса, в том числе и в спортивных. Потом пошел заметный отток. На сегодняшний день стопроцентного возврата клиентов до уровня доковидного периода в штучном эквиваленте не случилось. Это связано и с тем, что у нас открывается все больше фитнес-клубов. Люди расходятся по разным точкам.
А вот баню клиенты, как кажется, стали посещать чаще. И этому есть причина. Еще до начала распространения вируса мы запустили «Знатную баню» — новый формат здорового цивилизованного отдыха. Посетители могут выбрать финскую, турецкую и русскую парную. Не успели посмотреть динамику посещений, как пришел коронавирус. Но прошло время, сарафанное радио сделало свое дело – люди стали активно подтягиваться, заказывать номера, приходить в выходные и будние дни.
У нас ярко выраженный сезонный бизнес. С сентября по начало мая люди активного пользуются услугами банного комплекса. Это еще связано с тем, что многие кемеровчане имеют свои дачные участки. Поэтому летом ходят париться к себе. Ну и вполне логично, что именно с приходом холода людям хочется погреться. Фитнес-направление тоже можно поделить по сезонам. Летом можно позаниматься в лесу или на улице, поэтому в зал люди ходят реже.
«Важно создать дружественную атмосферу»
В фитнес-клубах большую долю внимания занимает формирование тренерского состава. Тренажеры – не главное. Может быть хорошее оборудование, но плохие специалисты. Наставники тренажерных залов должны быть с большим эмоциональным интеллектом, с менеджерскими и лидерскими навыками. Важно создать дружественную атмосферу, чтобы клиенты понимали, что они идут туда, где уютно. В «Малибу» мы все отмечаем на свой субъективный взгляд, что у нас близкая и семейная тусовка. Люди не только занимаются, но и общаются, дружат, находят партнеров. Хорошо прослеживаются такие связи. Человек обретает место для физических упражнений и эмоциональной разгрузки. Такую обстановку надо всегда поддерживать.
Предоставлять идеальную и одинаковую услугу для разных типов клиентов невозможно. Нельзя прописать четкий регламент и стандарты. У каждого посетителя свои эмоции, свой характер и настроение. Наша задача — направить человека в сторону получения здоровья, тепла, энергии и восстановления. Хочется, чтобы администратор на ресепш вместе с ключиками от кабинки считывал эмоциональный фон, подстраивался под настроение клиента и нивелировал жесткие углы.
У нас есть своя система стажировки и адаптации сотрудников. Это круто помогает ребятам расти и развиваться. Есть те, кто приходил администратором и вырос в тренера. Сотрудники проходят обучение, стажировку, оттачивают все процессы. Тренерский состав фитнес-клуба «Малибу» в разы выше, чем любой другой в городе. В нем почти нет текучки. В административном департаменте она также невысокая. Обычно люди полтора-два года сидят на этом месте, а дальше или устают от рутинной работы, или понимают, что нужен рост.
Открывать и вести сегодня подобный банный бизнес – нелегкая задача. Можно нанять людей, которые хорошо построят, спроектируют, сделают удобную логистику, купят качественное оборудование. Реализовать все это с деньгами можно за год-полтора с нуля. Но дальше это все нужно настраивать. А для этого необходим хороший управленец, от которого будет многое зависеть. Голые стены с тренажёрами не продадутся без наличия того человеческого тепла, на котором будет держаться бизнес.
«Мы стараемся внедрять банную культуру»
Примерно 70 % клиентов бани – это те, кто систематически ходит с пониманием пользы и необходимости. Другие 30 % попадают сюда от события к событию. Например, отметить праздник или просто собраться компанией. Мы стараемся внедрять банную культуру. Для нас важно, чтобы и детки сюда ходили – для них есть хорошие условия. Существуют и семейные дни, где мама, папа и ребятишки могут прийти вместе. Пытаемся прививать традиции бани с самого юного возраста.
Есть у нас идея провести банный симпозиум. Хотим собрать людей и поделиться интересной информацией и пользе пара, разных видах бань и так далее. Пока разрабатываем план. Но опыт такой есть в других подобных заведениях в Москве, Питере, Екатеринбурге. Мы стремимся к высокому уровню всегда. Конкурентов в плане разноплановости отдыха и качества в городе практически нет. Пока «Бодрость» не сравнима с «Мира Термы» в Новосибирске, но есть мысли, как это исправить. Знаю, что есть у нас инвесторы, которые задумываются создать подобное в Кемерове.
«Могу сама помыть полы или стать официантом»
Я всегда стараюсь делать хорошо ту работу, которой занимаюсь. Могу сама пойти и помыть полы, встать на любое рабочее место в структуре, надеть фартук и отправиться на кухню, стать временно официантом. Считаю, что это нормально. Важно, чтобы человек мог слышать свои внутренние движения. Я не могу не улучшать, например. Тема с дарением места, в котором люди могут получать дополнительные ресурсы и энергия – основной движущий мотив внутри меня. Он мне помогает преодолевать разные кризисы.
Не так давно получила дипломы нутрициолога и консультанта по практикам осознанности и медитации с международной сертификацией. Есть понимание, в современном мире такие направления станут рабочими инструментами поддержания себя в ресурсном состоянии в бизнесе. Когда ты лидер, то видишь, в каком состоянии находятся твои сотрудники. Нам нужно уметь быстро пересобираться. Ситуация с COVID-19 и сегодняшняя мировая обстановка говорят о том, что важно быстро подстраиваться под события и уметь действовать в стрессовой ситуации.
«Мы научились быстро адаптироваться»
В большой спорт меня никогда не тянуло. Наверняка это связано с тем, что есть обида на то, как устроена система. Там ты рабочий материал. Если побеждаешь – тебя видят. Если ты получил травму – твоя проблема. Система выращивания кадров не самая идеальная. Хотя сын у меня также пошел в спорт. Регулярные тренировки формируют его личность и развивают со всех сторон. Хочу от него лишь того, чтобы он умел пользоваться своими сильными сторонами, делал что-то для людей вокруг и четко осознавал, что хочет от жизни. Этого желаю всем людям. Уверена, что жители Кузбасса будут больше заботиться о своем здоровье и вкладывать ресурсы на его поддержание.
В формате того, что мир стремительно меняется, стратегия планирования на несколько лет вперед неактуальна. Мне кажется, сейчас прослеживаются следы будущего роста для всех нас. Даже если будет сложно, все происходящее даст предпосылки для нового старта. Мы становимся в этих изменениях крепче. Мы научились быстро адаптироваться. Ты не ломаешься и не становишься суровее, а приобретаешь гибкость и дополнительную силу.
Иван Крамер